«Древняя магия в современной науке» (Блаватская Елена Петровна)



Блаватская
~~~ДРЕВНЯЯ МАГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Можно обвинить, но можно и не обвинять Пелтье, французского индианиста, за чрезмерный энтузиазм, когда он говорит, что Индия предстала перед ним как великий и древний центр человеческой мысли, чье сильное пламя погасло благодаря общению с античным миром в целом и распространению огня на весь мир<<1>> є да, он прав в этом утверждении. Это арийские метафизики<<2>> привели разум к оккультному знанию є древнейшей материнской науке о всех вещах, поскольку она содержит в себе все остальные науки. И оккультизм є синтез всех открытий в природе и, главным образом, относящихся к психической потенции внутри каждого физического атома материи и вне его,є был первичной связующей силой, которая сцементировала в один краеугольный камень основные черты всех религий античности.
Поистине, первичная искра зажгла огонь каждой нации, и магия сегодня находится в основе всякой национальной веры, древней или молодой. Египет и Халдея, которые находятся на первом месте в ряду таких стран и предоставляют нам наибольшие доказательства по этому предмету, бессильны сделать то, что делает Индия,є защитить свои палеографические реликвии от осквернения. Мутные воды Суэцкого канала доносят до британских берегов магию древнейших времен фараонова Египта, которая наполняет своими крошащимися в пыль реликвиями музеи Британии, Франции, Германии и России. Древняя, историческая магия сама таким образом отражается на научных трудах нашего собственного всеотрицающего века. Она укрепляет руки и утомляет мозг ученого, смеясь над его попытками объяснить ее значение при помощи своего собственного материалистического подхода, и все же помогает оккультисту лучше понять современную магию, рахитичную, слабую внучку могущественной и древней бабушки. Вряд ли иератический папирус, эксгумированный вместе с забинтованной мумией короля или жреца-иерофанта, или поврежденная бурями, неразборчивая табличка из разрушенных городов Вавилона или Ниневии, или древняя шляпа-цилиндр є не послужат новой пищей для ума или не дадут какую-либо заслуживающую внимания информацию изучающему оккультизм. В то же время, магию отрицают и называют №суевериями¤ невежественных древних философов.
Таким образом, магия в каждом папирусе; магия во всех религиозных формулах; магия, сокрытая в герметически запечатанных пузырьках, много тысяч лет назад; магия в изящной оболочке современных книг; магия в наиболее популярных романах; магия на общественных собраниях; магия є нет, хуже того, КОЛДОВСТВО,є в самом воздухе, которым дышат в Европе, Америке, Австралии: чем более цивилизована и культурна нация, тем более ужасные и сильнодействующие испарения бессознательной магии она выделяет и накапливает в окружающей атмосфере...
Табуированная и осмеянная магия никогда, конечно, не будет принята под своим законным названием; все же наука начала иметь дело с этой подвергнутой остракизму наукой под современными масками, и весьма широко. Но что же в имени? Потому, что волк научно определен как животное genus canis (рода собак), можно ли сделать из него собаку? Люди науки могут предпочесть называть магию, исследованную Порфирием и объясненную Ямвлихом, hysterical hypnosis (истерическим гипнозом), но это не делает ее в меньшей степени магией. Результат первичного Откровения ранних рас благодаря их №Божественной Династии¤ королей-наставников стал внутренним знанием в Четвертой расе, расе Атлантов; и это же знание называется сегодня в своих редких случаях №аномального¤ достоверного проявления,є медиумичностью. Тайная история мира, сохраненная лишь в удаленных, надежных убежищах, одна бы могла (говоря откровенно) сообщить нынешним поколениям о тех силах, которые лежат в скрытом виде, и остаются совершенно неизвестными, в человеке и природе. Именно ужасное злоупотребление магией Атлантами привело их расу к полному уничтожению и є к забвению. Рассказ об их колдовстве и дьявольском очаровании достиг нас благодаря классическим писателям, в фрагментарных отрывках, как легенды и сказочные истории для детей и как истории, приписываемые малым народам. Отсюда и презрение к некромантии, черной магии и теургии. №Ведьм¤ Тессели не меньше высмеивают в наши дни, чем современного медиума и легковерного теософа. Это опять-таки результат колдовства, и никто не должен никогда испытывать недостаток мужества при употреблении этого термина; ибо постоянное неправильное употребление этой магии заставило адептов, №Сынов Света¤, глубоко спрятать ее после того, как их греховные последователи нашли себе водную могилу на дне океана; и таким образом сделать ее недоступной для непосвященной расы, последовавшей за Атлантами. Это то колдовство, которому обязан мир своим нынешнем неведением. Но кто, или какая группа людей в Европе или Америке поверит такому сообщению? Никто, за одним исключением; и это исключение обнаруживается в римском католицизме и его духовенстве; но даже они, хотя и обязанные в соответствии со своими религиозными догмами признавать существование магии, приписывают ей сатанинское происхождение. Это та теория, которая, без сомнения, до нашего времени мешает заниматься магией с научных позиций.
Но все же, volens nolens (волей неволей) наука должна это делать. Археология в своих наиболее интересных областях є египтологии и ассириологии є неизбежно сочетается с магией. Ибо магия столь тесно связана с мировой историей, что, если последняя и захочет быть когда-нибудь написанной сама по себе, и содержать правду, и ничего кроме правды, то в этом, вероятно, у нее ничего не получится. Если археология все еще рассчитывает на открытия и сообщения об иератических писаниях, которые будут свободны от этого ненавистного предмета, тогда, мы опасаемся, что ИСТОРИЯ никогда не будет написана.
Можно выразить глубокое сочувствие и легко вообразить затруднительное положение различных ученых и академиков и ориенталистов из Французского Королевского Общества. Вынужденные расшифровывать, переводить и интерпретировать заплесневевшие древние папирусы, надписи на стелах и вавилонских ромбах, они обнаруживают себя в любой момент лицом к лицу с МАГИЕЙ! Выполненные по обету жертвоприношения, резные изображения, иероглифы, магические заклинания є все принадлежности этого ненавистного №суеверия¤ є пристально смотрят им в лицо, требуют их внимания, наполняют их самой невыносимой растерянностью. Подумайте только, какими должны быть их чувства, например, в следующем случае. Откопали некий безусловно драгоценный папирус. Это посмертный документ, предоставленный №озирифицированной¤ душе<<3>> некоего принца или даже фараона, написанный черными и красными иероглифами ученым и знаменитым писцом, скажем, IV династии, под наблюдением египетского иерофанта, принадлежащего к классу, который рассматривали во все века как наиболее ученый из ученых среди древних мудрецов и философов. Утверждения, содержащиеся в нем, были записаны в торжественные часы смерти и погребения короля-иерофанта, фараона и правителя. Целью этого папируса было проведение №души¤ в ужасное царство Аменти, к его судьями, туда, где сказанная ложь перевешивала любое другое преступление. Ориенталист уносит папирус и посвящает его интерпретации дни, возможно недели, труда є лишь для того, чтобы обнаружить в нем следующее заявление: №В 13-м году и во втором месяце Schomoo, на 28-м дне того же месяца, мы, первый высший жрец Аммона, короля богов, Penotman, сын представителя (или заместителя)<<4>> высшего жреца Pion-ki-moan, и писец храма Sosser-soo-khons и некрополя Bootegamonmoo, начали одевать покойного принца Oozimari Pionokha, и т.п., и т.д., приготовляя его для вечности. Когда все было готово, мумия соизволила воскреснуть и поблагодарить своих слуг, а также принять покрывало, выполненное для нее руками №певицы¤, Nefrelit Nimutha, ушедшей в вечность многие годы назад є №за несколько сотен лет до того!¤ Все это написано иероглифами.
Это может быть и ошибочным прочтением. Существуют десятки весьма достоверных папирусов и записи более интересных историй и рассказов, чем этот, подтвержденных Sanchoniathon и Мането, Геродотом и Платоном, Синцеллусом и десятками других писателей и философов, которые упоминали данный предмет. Эти папирусы очень часто упоминают с той же серьезностью, как о любом историческом факте, не нуждающемся в особом подтверждении, о целой династии Королей-манов, то-есть призраков и привидений. То же самое обнаруживается и в историях других народов.
Все народы говорят о своих первых и наиболее ранних династиях<<5>> правителей и королей, которых греки называли Манами, а египтяне є Ourvagan, как о №богах¤, и т.д. Росселий попытался интерпретировать такое загадочное утверждение, но безуспешно. №Слово маны обозначает urvagan¤,є говорит он,є №и это слово в своем буквальном смысле обозначает внешний образ, и мы можем предположить, если возможно соотнести эту династию с неким историческим периодом, что слово относилось к некоторой форме теократического государства, представленного образами богов и жрецов¤!!<<6>>.
Для того, чтобы признать некую династию, по всей видимости, живых, во всяком случае, действующих и правящих королей, которые, оказывается, были просто манекенами и образами,є потребовалось бы гораздо большее расширение границ современной доверчивости и легковерия, чем даже в случае №королевских призраков¤.
Не являлись ли все эти иерофанты и писцы, фараоны и короли-посвященные є дураками или мошенниками, сообщниками и лжецами, либо верившими сами, либо пытавшимися заставить других людей поверить в такие неправдоподобные истории, если не было истины в самом основании? И все это в течение тысячелетий, от первой до последней династии?
О божественной династии Манов текст №Тайной Доктрины¤ трактует более подробно; но некоторые такие подвиги могут быть выписаны из достоверных папирусов и извлечены из археологических открытий. Ориенталисты нашли способ для спасения: они хотя и форсируют публикацию содержимого некоторых знаменитых папирусов, но называют их сегодня романами о времени фараона такого-то. Средство остроумное, хотя и не совсем честное. Литературные саддукеи могут весьма порадоваться.
Одним из таковых является №Папирус Лепсиуса¤ из Берлинского музея, ныне наконец купленный у наследников Ричарда Лепсиуса последним. Он написан иератическим письмом на архаическом египетском (старокоптском) языке и считается одним из наиболее выдающихся археологических открытий нашего века, так как он предоставляет нам даты для сравнения и исправляет некоторые ошибки в порядке династического преемства. К сожалению, недостает его наиболее важных фрагментов. Ученые египтологи, имевшие величайшие затруднения в его расшифровке, заключили, что это был №исторический роман 16 века до н.э.<<7>>, восходящий к событиям, которые происходили во время царствования фараона Хеопса, предполагаемого строителя пирамиды того же имени, который жил в 26 (?) веке до нашей эры¤. Он показывает жизнь египтян и состояние общества при дворе этого великого фараона, почти за 900 лет до маленького недоразумения между Иосифом и миссис Потифаром.
Первое действие начинается с того, что король Хеопс на троне, окруженный своими сыновьями, повелевает им развлечь его рассказами о седой древности и таинственных силах, которые проявляли мудрецы и маги при дворе его предшественника. Тогда принц Chefren рассказывает собравшимся об одном маге, который в эпоху фараона Nebkha сделал из воска крокодила и наделил его жизнью и повиновением. Муж поместил его в комнату своей неверной супруги, и крокодил покусал ее вместе с ее любовником и, схватив их, утащил в озеро. Другой принц рассказал историю о своем дедушке, отце Хеопса, фараоне SENEFRU. Будучи нездоровым, он велел одному магу прибыть к нему, и тот посоветовал ему в качестве лекарства посмотреть на игру двенадцати прекрасных девушек, резвившихся в лодке на озере невдалеке. Девушки повиновались, и сердце старого деспота №ожило¤. Но внезапно одна из девушек вскрикнула и начала громко плакать. Она уронила в воду озера, которое было глубиной 120 футов в этом месте, дорогое ожерелье. Тогда маг произнес заклинание, призвал себе на помощь гениев воздуха и воды, и погрузив свою руку в волны, вернул ожерелье назад. Фараон был сильно поражен этим подвигом. Он больше не смотрел на двенадцать красавиц, №сбросивших одежды, покрытых сетью, и с двенадцатью веслами из эбенового дерева и золота¤; но приказал совершить жертвоприношения манам тех двух магов, которые умерли. На это принц Gardadathu заметил, что высшие из таких магов не умирают никогда и что один из них живет до сих пор в городе Deyd-Snefroo, и ему сейчас уже более ста лет; что его зовут Deddy; и что он обладает таинственной силой воссоединять отрубленную голову со своим телом и возвращать его к жизни, а также обладает полной властью и может управлять львами в пустыне. Он, Deddy, знал также, где можно достать исключительно необходимые материалы для храма бога Тота (бога мудрости), здание которого фараон Хеопс стремился воздвигнуть рядом со своей великой пирамидой. Услышав это, могущественный король Хеопс выразил желание увидеть старого мудреца при своем дворе! Тогда принц Gardadathu отправился в путешествие и вернулся назад вместе с великим магом.
После длительных приветствий, взаимных комплиментов и реверансов, согласно папирусу, состоялся долгий разговор между фараоном и мудрецом, который вкратце проходил таким образом:
№Мне сказали, о мудрец, что твое искусство может воссоединить голову, отделенную от тела, с последним¤.
№Я могу сделать это, великий король!¤,є ответил Deddy.
№Пусть приведут сюда без промедления преступника¤,є промолвил фараон.
№Великий король, моя сила не распространяется на людей. Я могу воскресить лишь животных¤,є заметил мудрец.
Был принесен гусь, его голова была отрезана и положена в восточном углу зала, а его тело є у западной стены. Дедди по очереди протянул свои руки в двух направлениях и пробормотал магическую формулу. Тотчас же тело птицы встало и перешло в центр зала, и голова перекатилась и встретилась с ним. Затем голова вспрыгнула на окровавленную шею; они соединились, и гусь вновь начал ходить, не хуже, чем до обезглавливания.
Этот же удивительный подвиг Дедди повторил с канарейками и с быком. После этого фараон пожелал узнать о проектируемом храме Тота.
Маг-Мудрец знал все о старых останках храма, спрятанных в определенном доме в Гелиополе: но он не имел права открыть это королю. Откровение должно было придти от старшего из трех близнецов Rad-Dedtoo. №Последняя является женой жреца Солнца в городе Saheboo. Она зачнет сыновей-близнецов от бога-солнца, и эти дети сыграют важную роль в истории страны Khemi (Египта), поскольку они будут призваны править ей. Старший из них, перед тем как он станет фараоном, будет высшим жрецом Солнца в городе Гелиополе¤.
№Услышав это, фараон Хеопс разорвал в горе свои одежды: его династия была бы таким образом свергнута сыном божества, которому он воздвигал храм!!¤
Здесь папирус обрывается; и поскольку значительная часть его отсутствует, потомкам отказано в возможности узнать, что предпринял фараон Хеопс в этой чрезвычайной ситуации.
Следующий фрагмент сообщает нам о том, что, очевидно, являлось главным предметом этого древнего рассказа,є о рождении трех сыновей бога-солнца. Как только Rad-Dedtoo почувствовала предродовые боли, великий бог-солнце призвал богинь Изиду, Нефтиду, Mesehentoo и Hekhtoo и послал их для помощи жрице, говоря: №Она рожает моих трех сыновей, которые однажды станут правителями этой страны. Помогите ей, и они построят храмы для вас, совершат многочисленные воздаяния вином и жертвоприношения¤. Они сделали так, как он просил, и родились три мальчика, в один ярд длиной каждый, и с очень длинными руками<<8>>. Изида дала им имена, и Нефтида благословила их, а две другие богини утвердили их счастливую судьбу. Три молодых человека стали в конце концов королями V династии, их имена были Ouserkath, Sagoorey и Kakay. После того, как богини вернулись в свои небесные дворцы, произошли некоторые великие чудеса. Зерно, принесенное в жертву матерям-богиням, вернулось обратно в закрома на дворе высшего жреца, и слуги сообщали, что невидимый голос пел песни-гимны в честь рождения наследных принцев, и были отчетливо слышны звуки музыки и танцев, относящихся к этому ритуалу. Это явление впоследствии принесло опасность для жизни будущих королей є близнецов.
Одна рабыня, наказанная однажды жрицей, убежала из дома и рассказала собравшейся толпе следующее: №Как она осмелилась наказать меня, женщина, которая родила трех королей? Я пойду и извещу об этом фараона Хеопса, нашего господина¤.
На этом интересном месте папирус вновь обрывается; и читатель снова остается в неведении относительно того, что повлекло за собой это обвинение, и каким образом три брата-претендента избежали преследований верховного правителя<<9>>.
Другой магический подвиг, приведенный Мерриет Бей (Mon. Dir. pi.9, Персидская эпоха) из таблички, хранящейся в Bulak Museun, относится к Эфиопскому царству, основанному потомками высшего жреца Аммона, в котором царила абсолютная теократия. Он сам был богом, по-видимому, который выбирал королей по своей воле, и №стела 117, которая является официальным заявлением об избрании Aspalout, показывает, каким образом происходили такие события¤. (Гебел-Баркал.) Армия, собранная невдалеке от святой горы Napata, избрала шесть офицеров, которые должны были присоединиться к остальным делегатам этой страны и предложить начать выборы короля.
№Придите¤,є говорит высеченная на камне легенда,є №придите, пусть мы выберем хозяина, который был бы похож на неотразимого молодого быка¤. И армия начала стенать, говоря є №Наш хозяин с нами, а мы его не знаем!¤ А другие отмечали, №Да, но мы можем узнать его, хотя до сих пор никто, кроме Ра (бога) не делал этого: пусть великий Бог убережет его от зла, где бы он ни был¤... Тотчас же вся армия закричала є №Но есть этот бог Аммон-Ра, на Святой Горе, и он є бог Эфиопии! Предадим себя ему; не говорите в неведении о нем, ибо слово, сказанное в неведении о нем є это не есть добро. Пусть выберет он, этот бог, который есть бог царства Эфиопия, со дней Ра... Он поведет нас, так как все эфиопские короли є его изделия, и он дает царство тому сыну, которого он любит¤. №Вот что сказала целая армия: ~Эта самая выдающаяся речь, поистине... за все времена~¤.
Далее текст показывает нам делегатов, совершивших должным образом обряд очищения, перешедших в храм и распростершихся перед гигантской статуей Аммона-Ра, создавая свою просьбу. №Эфиопские жрецы могущественны. Они знают, как создавать призрачные образы и статуи, способные двигаться и говорить, и служить в качестве оболочек для богов; это искусство они сохранили от своих египетских предков¤.
Все члены королевской семьи проходят в процессии перед статуей Аммона-Ра,є и все же он не двинулся. Но как только Aspalout приближается к ней, огромная статуя берет его обеими руками и громко восклицает є №Вот ваш король! Это ваш Хозяин, который будет распоряжаться вашей жизнью¤: и армейские военачальники приветствуют нового фараона. Он вступает в святилище и коронуется богом, лично, его собственными руками; затем приближается его армия. Торжество заканчивается раздачей хлеба и пива¤. (Гебел-Баркал.)
Существует много папирусов и древних надписей, доказывающих без малейшего сомнения, что тысячи лет высшие жрецы, маги и фараоны верили є так же, как и народные массы є верили в магию, а кроме того и практиковали ее; последнее, вероятно, может быть приписано искусному обману. Статуи должны были создаваться; ибо, если бы они не были сделаны из определенных элементов и камней, и не готовились бы под определенным знаком зодиака, в соответствии с предписаниями магического искусства, то божественные (или адские, если вам угодно) силы, или СИЛЫ, которые, как ожидалось, оживляли такие статуи и образы, не могли бы быть приведены в действие таким путем. Гальваническая батарея должна быть изготовлена из особых металлов и материалов, а не из выбранных наудачу, если кто-либо хочет вызвать ее магическое действие. И фотограф должен добиться определенных условий затемненности и использовать особые химикаты, прежде чем он сможет достичь намеченной цели.
Около двадцати лет назад археология обогатила себя весьма любопытным египетским документом, выражающим взгляды этой древней религии по поводу призраков (манов) и магии в целом. Он называется №Магический папирус Харриса¤ (Papyrus Magique). Он исключительно любопытен тем, что имеет отношение к эзотерическим учениям оккультной теософии и наводит на глубокие размышления. Оставим его для нашей следующей статьи є о Магии.
<<1>> №Эссе¤. Предисловие Колебрука.
<<2>> И лишь благодаря Св. Хиларию м-ра Бартелеми весь мир узнал, что №в отношении метафизики, индусский гений всегда оставался младенчески недоразвитым¤!!
<<3>> Читателю не нужно рассказывать о том, что каждая душа, вновь рожденная в течение своего 8000-летнего цикла, одушевляется после смерти тела и становится, в Египте, №Озирисом¤, №озирифицированной¤, то есть личность сводится к своему высшему принципу, духу.
<<4>> №Заместитель¤ є это имя, которое давалось отцу №Сына¤, усыновленного высшим жрецом-иерофантом, так как эти люди оставались неженатыми и усыновляли №Сыновей¤ с целью передачи своей силы и преемственности.
<<5>> Тайная Доктрина учит, что такие династии состояли из божественных существ, №эфирных образов человеческих созданий¤, на самом деле, №богов¤, в своих светящихся астральных телах; это были шишты предыдущей манвантары.
<<6>> Росселиус, том 1 №Storia degli Monumenti dell Egitto¤ (стр. 8). Мането и древние хроники согласны в том, чтобы переводить слово №маны¤ (manes) как nekhues. В Хрониках Евсевия Памфила, обнаруженных в Милане и снабженных примечаниями кардиналом Меем, слово nekhues переводится также как urvagan, №внешняя тень¤, или №эфирный образ людей¤; короче говоря, астральное тело.
<<7>> Предположительно є в течение XVIII династии, согласно синхронистическим таблицам Мането, изуродованным до неузнаваемости умелым Евсевием, чересчур мудрым епископом Цезарии.
<<8>> Длинные руки в Египте обозначали, как и сейчас в Индии, знак принадлежности к махатмам, или адептам.
<<9>>. Это должно быть еще в большей степени печально є говорит переводчик папируса,є потому что №детали этой легенды, невзирая на содержание папируса Лепсиуса, безусловно основываются на наиболее древней традиции; и по существу дела исходят от очевидцев и свидетельств, полученных из первых рук¤. Данные папируса полностью соответствуют известным фактам, и согласуются с открытиями, сделанными египтологией, и неопровержимой информацией, полученной относительно истории и давно произошедших событий в этой №стране тайн и загадок¤, как ее назвал Гегель. Поэтому у нас нет никаких причин сомневаться в достоверности общего смысла рассказа, который содержится в этом папирусе. Это также открывает нам совершенно новые исторические факты. Так, мы прежде всего узнаем, что (Kephren) или Chephren был сыном Хеопса; что V династия началась в городе Saheboo; что первыми ее тремя фараонами были три брата є и что старший из близнецов был солнечным высшим жрецом в Гелиополе перед тем, как поднялся на трон. Бедные деталями, они становятся необычайно важными для истории событий, удаленных от нас более чем на сорок веков. Наконец, папирус Лепсиуса є это исключительно древний документ, написанный на древнем египетском языке, в то время как события, о которых в нем рассказывается, могут быть, по своей оригинальности (магия?), помещены рядом с лучшими египетскими текстами, переведенными и опубликованными знаменитым египтологом и археологом, м-ром Масперо, в его работе №Contes de l`ancienne Egypte¤.
√Остенде, июль 1886 г.
√Е. П. Блаватская
√№Теософист¤, октябрь 1886 г.