«Духовный прогресс» (Блаватская Елена Петровна)



Блаватская
~~~ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС
Хорошо известны строки Кристины Розетти:
"Идет ли дорога все время в гору?
Да, до самого конца.
Продолжается ли путешествие эти долгие дни целиком?
С утра до вечера, мой друг".
Они представляют собой краткое изображение жизни тех, кто на самом деле идет по пути, ведущему в высшим целям. Каковы бы ни были различия в облике Эзотерической Доктрины, поскольку она в каждом веке одевает новые одежды, отличающиеся от предшествующиих по цвету и качеству ткани, є и все же во всех них мы обнаружим полное согласие по одному пункту є о пути духовного развития. Лишь одно непоколебимое правило связывает неофитов, как это происходит и сейчас, є полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад и до недавно опубликованного "Света на Пути", исследуя священные писания всех народов и религий, мы находим лишь один путь є тяжелый, болезненный, полный трудностями, благодаря которому человек может достигнуть истинной духовной интуиции. И как же могло бы быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первоначальных учений Единой Мудрости, переданных людям в начале цикла с помощью Планетарного Духа?
Истинный Адепт, человек, развивший высшие способности, должен стать таким (как мы всегда говорили) є он не может быть таким сделан. Поэтому этот процесс представляет собой один из процессов эволюционного роста, и это неизбежно влечет за собой определенное количество страданий.
Главная причина страдания заключается в нашем вечном поиске постоянного в непостоянном, и не только поиске, но и в том, что мы действуем таким образом, как будто мы уже нашли неизменное, в мире, в котором единственное свойство, которое мы можем определить є это постоянное изменение; и хотя мы все же воображаем, что имеем твердую власть над постоянным, оно изменяется в наших обьятиях, и так образуется страдание.
Идея возрастания опять-таки влечет за собой идею разрушения: внутреннее существо должно все время разрушать свою ограничивающую скорлупу, или оболочку, и это разрушение должно сопровождаться страданием и болью, не физической, но ментальной и интеллектуальной. И это то, что происходит в процессе нашей жизни. Трудности, которые к нам приходят, мы всегда воспринимаем как тяжелейшие из всего, что могло бы случиться є это всегда то, что, как мы чувствуем, мы не в состоянии вынести. Если же мы посмотрим на это с более широкой точки зрения, то увидим, что мы пытаемся проломиться через нашу оболочку в ее уязвимом месте; этот наш рост, истинный рост, а не результат серии коллективных разрастаний, должен прогрессировать равным образом повсюду, подобно росту детского тела, то есть є не сначала голова, а затем руки, следующие вероятно за ногами, но во всех направлениях одновременно, регулярно и незаметно. Особенностью человека является склонность к отдельному развитию каждой части тела, в то время как остальные остаются в небрежении є каждая сильная боль вызвана экспансией какой-либо забытой части тела, и эта экспансия оказывается еще более тяжелой по причине культивирования чего-либо иного.
Зло часто является результатом черезмерного беспокойства, и люди, всегда пытающиеся сделать слишком многое, недовольны, когда остаются одни, но все же делают всегда лишь то, что требуют обстоятельства, и не больше; они преувеличивают значение каждого действия и таким образом создают карму, которая будет сказываться в их последующем рождении.
Одной из самых тонких форм такого зла является надежда и желание вознаграждения. Есть много таких людей, кто, хотя часто и бессознательно, портит все свои попытки, поддерживая эту идею вознаграждения, и позволяя ей стать действующим фактором в своей жизни, є и тем самым открывая дверь беспокойству, сомнению, страху, унынию є то есть неудаче.
Целью ищущего духовной мудрости является выход на высший совершенным во всех отношениях, чем он был раньше, и если он достигает успеха, его способности и возможности вырастут соответственно в своих сферах действия и силе, подобно тому, как в видимом мире мы находим, что каждый новый этап в эволюционно так Адепт наделяется чудесными силами, которые много раз описывались, но главное, что следует помнить є что эти силы являются естественным сопровождением существования на высшем плане эволюции, также как обычные человеческие способности представляют собой естественное сопровождение существования на обычном человеческом плане бытия.
Многие люди думают, что статус адепта є это не столько результат результат радикального развития человека в качестве некой добавочной конструкции; кажется, что они воображают, будто Адепт є это человек, который, следуя четко определенному курсу обучения и тренировки, состоящему в проявлении незначительного внимания в направлении произвольных законов, приобретает сперва одну силу, затем другую; и когда он приобретает определенное число таких сил, он немедленно посвящается в адепты. Руководствуясь этой ошибочной идеей, они воображают, что первым делом, которое должно быть совершено для получения адептства є это овладение "силами" є ясновидения, силой оставления физического тела и путешествия на расстояния от него є эти силы являются наиболее очаровывающими среди них.
Тем, кто хочет приобрести эти силы для своей собственной выгоды, нам сказать нечего; они попадают под осуждение всех тех, кто действует ради полного уничтожения эгоизма. Но есть и другие, те, кто, путая следствия с причинами, искренне полагают, что приобретение сверхнормальных сил є это единственный путь духовного прогресса. Они рассматривают наше Общество как наиболее быстрое средство для приобретения знания в этом направлении, понимая его как некий вид оккультной академии, организации, предназначенной для того, чтобы научить предполагаемых чародеев. Несмотря на повторяемые протесты и предостережения, есть некоторые умы, в которых это представление кажется неискоренимым, и которые шумно выражают свое разочарование когда находят, что то, что им было первоначально сказано, является совершенной правдой; то, что Общество было основано не для того, чтобы учить новым или легким путям приобретения "сил"; и что его единственная миссия є это снова зажечь факел истины, столь долгое время потухший для всех людей, за исключением немногих, и сохранять эту истину живой путем формирования всеобщего братства человечества, лишь на почве которого могут вырости добрые зерна. Теософское общество поистине хочет помочь духовному росту каждого человека, который попадает под его влияние, но его методы те же, какие были у древних Риши, его принципы совпадают с учениями старого эзотеризма; и это вовсе не фармацевт, предлагающий патентованное лекарство, составленное из различных препаратов, и рекламируемое как средство от всех болезней, которое не отважится продавать ни один честный торговец.
В связи с этим мы бы посоветовали нашим членам и всем, кто ищет духовного знания, остерегаться людей, которые предлагают обучение легким методам приобретения психических способностей; такие способности (лаукика) действительно легко приобрести с помощью искусственных средств, но они теряют силу вместе с истощением нервного стимула. Реальное ясновидение или адептство, которое сопровождается истинным психическим развитием (локотра), будучи однажды достигнутым, никогда не исчезнет.
Так оказалось, что после основания Теософского общества возникли различные общества, использующие интерес последнего к возрождению психических исследований, и увеличивающие число своих членов, предлагая им легкие пути получения психических сил. В Индии мы давно знакомы с существованием множества ложных аскетов всех сортов, и мы опасаемся, что это является новой опасностью, возникшей в этом направлении, здесь, так же как в Европе и Америке. Мы лишь надеемся, что никто из наших членов, пребывая в ослеплении блестящими предложениями, не позволит обмануть себя вводящим в заблуждение фантазерам, или, может быть, преднамеренными обманьшикам.
Чтобы показать действительную необходимость нашего протеста и предостережения, мы можем упомянуть о том, что мы только что видели копии объявления, сделанного так называемым "Махатмой", содержавшиеся в письме из Бенареса. Он приглашает "восемь мужчин и женщин, хорошо знающих английский и местный индийскими диалект" и заканчивает, говоря: "те, кто хочет узнать подробности о работе, а также об оплате", должен сообщить об этом по его адресу, вложив в конверт почтовые марки! Перед нами находится оттиск "Божественного Поймандера", опубликованный в прошлом году в Англии; в нем содержится обращение к "теософам, которые, возможно, будут разочарованы в своих ожиданиях относительно того, что Возвышенная Мудрость будет свободно распределяться индуистскими Махатмами". Мы сердечно приглашали их сообщить свои имена редактору, который "после короткого испытательного периода" предложит им вступить в Оккультное Братство, которое "учит бесплатно и без всяких ограничений всех, кого они находят достойными этого". Странным образом, мы находим в том же самом томе высказывание Гермеса Трисмегиста:
"Единственный путь, ведущий к Истине,є тот, которым шли наши предки и на котором они достигли знания Добра. Этот путь прекрасен и ровен; и тем не менее, это нелегко для души столь долго идти по нему, пока она заточена в тюрьме своего тела... Поэтому отстраняйся от толпы так, чтобы она держалась внутри определенных границ благодаря страху неизвестного".
Совершенно верно, что некоторые теософы были сильно разочарованы (хотя это было исключительно их собственной ошибкой) потому, что мы не дали им краткого изложения Йога-Видьи, и есть другий, кто стремится к практической работе. И, что достаточно существенно, так это то, что те, кто меньше всего сделал для Общества, громче всего кричат о его ошибках. Почему эти люди и те члены нашего Общества, кто способен к этому, не принимаются за серъезное изучение месмеризма? Месмеризм называли Ключом к оккультным наукам, и он имеет то преимущество, что он предоставляет особые возможности делать добро человечеству. Если бы в каждом из наших отделений мы могли организовать гомеопатическую амбулаторию, с добавлением месмерического способа лечения так, как это уже сделано с большим успехом в Бомбее, то мы могли бы помочь в том, чтобы поставить медицинскую науку на здоровую основу, что принесло бы неисчислимые блага многим людям.
Есть и другие наши отделения, кроме Бомбейского, которые проделали большую работу в этом направлении, но все же им остается сделать много большее, чем они попытальися сделать до сих пор. То же касается многих других направлений в работе Общества. Было бы хорошо, если бы члены каждого отделения объединили свои усилия и серьезно посовещались бы о том, какие ощутимые шаги они могли бы предпринять, чтобы содействовать выполнению целей Общества. Слишком часто члены Теософского ОБщества удовлетворяются весьма поверхностным изучением издаваемых им книг, не внося никакого реального вклада в его активную работу. Если Общество должно стать силой для совершения добра в этой и в других странах, то оно может достичь этого только при активном сотрудничестве каждого из его членов, и мы горячо призываем каждого из них тщательно оценить, какие возможности для работы ему по силам, и затем самым серьезным образом способствовать их претворению в жизнь. Правильная мысль є это хорошая вещь, но мысль сама по себе не стоит многого, пока она не претворена в действие. Нет ни одного члена Общества, который был бы неспособен сделать что-либо для того, чтобы помочь делу истины и вселенского братства; только от его собственной воли зависит то, чтобы это "что-либо" превратилось в реальный факт.
Прежде всего мы хотели бы повторить, что Общество не является питомником для начинающих адептов; у него нет учителей, которые ходили бы кругом и давали инструкции по разным вопросам, относящимся к исследовательской работе Общества; эти отделения должны сами проводить эти исследования; должны быть книги, и полученные из них знания должны применяться на практике разными его членами: так будет развита уверенность в себе и сила рассуждения. Мы серьезным образом требуем этого, потому что до нас доходят призывы к тому, чтобы каждый лектор, посылаемый в наши отделения, должен был иметь большой опыт в экспериментальной психологии и ясновидениии (то есть смотреть в магические зеркала, читать будущее и т. д.). Мы считаем, однако, что такие опыты должны быть организованы самими членами, є только в этом случае они помогут развитию личности или позволят ей достигнуть прогресса в продвижении в гору; поэтому мы самым серьезным образом рекомендуем нашим членам искать себя самим.
√"Теософ", май 1885 г.