«Неизбежные вопросы» (Блаватская Елена Петровна)



Блаватская
~~~НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
"Вы предлагаете задавать вопросы по поводу различных трудных моментов, связанных с Оккультной наукой. Я не могу согласовать некоторые вещи, относящиеся к апостолам современной Теософии. В "Предисловии к Первому изданию" (стр. 23 из 5-го издания) "Эзотерического буддизма" м-ра А. П. Синнетта имеются такие слова: "Два года назад ни я, ни кто-либо другой из европейцев, не знал азов этой науки, впервые возведенной в ранг научного утверждения". Это весьма эмоциональное высказывание; оно видимо предполагает, что мыслящий мир целиком обязан этой книге и его автору за то знание истин эзотерической науки, которая сейчас распространяется среди европейских и американских теософов. Но вряд ли м-р Синнетт имел в виду именно это.
Ибо, могут ли это утверждение и его подоплека быть согласованы с тем фактом, что мадам Блаватская, жительница Европы (1), написала за несколько лет до того "Разоблаченную Изиду", которая хотя и не содержит в себе столь же конструктивного учения о тайнах Вселенной, как это делает "эзотерический буддизм", однако предполагает знание автором много большего, нежели "азы науки"?
И не правда ли, как это отмечено в "Оккультном Мире", что м-р Синнетт обязан мадам Блаватской своим первым знакомством с эзотерической наукой, а также своей встречей с учителем, Мастером, от которого он и получил основную массу информации? Мадам Блаватская, как мы это поняли, много лет назад обучила этим истинам оккультной науки полковника Олкотта, превратив его таким образом из спиритуалиста в теософа. Вероятно также, что мадам Блаватская обучила других тем же истинам (2).
____________________________________________
(1). Поскольку был получен ряд таких писем, полный ответ на них будет дан в "Тайной Доктрине", которая уже почти готова. (Ред.)
(2). Да, это неоспоримо. Но поскольку некоторые из ее учеников (европейцы), в отличие от м-ра Синнетта, были связаны определенными обязательствами, они не могли объявить на весь мир то, что постигли.
____________________________________________
Я хотел бы также спросить, не существует ли людей, тайно изучающих эту науку в ее широком смысле, которые уже знали эти вещи задолго до данной публикации?
Для меня и для других было бы очень важным узнать, каким же образом на самом деле возникли современные учения оккультной науки, и каково же истинное место "Эзотерического буддизма" как выражения авторского понимания оккультных истин.
Сейчас, когда теософские учения проникают в сознание людей, особенно важно, чтобы было достоверно известно происхождение современного движения. Я чувствую, что я сильно обязан "Эзотерическому буддизму", но я не уверен в собственном понимании фактов, о которых я упоминал, и хотел бы их согласовать".
√Искренне ваш,
√Чарльз Б. Ингэм
_____________________
~~~ОТВЕТ РЕДАКТОРА
Этот случай є хорошая иллюстрация недоразумений, которые часто возникают из-за неточности выражений, используемых писателем. Конечно, м-р Синнетт никак не мог хотеть того, чтобы его считали первым и единственным каналом для передачи эзотерической Доктрины. На самом деле он специально опровергает это, и наш корреспондент может убедиться в этом, обратившись к странице xxi Введения того же самого издания этой книги. "Позвольте мне добавить",є говорит м-р Синнетт,є "что я не рассматриваю себя как единственного выразителя внешнего мира в период кризиса эзотерического знания". Если он не упомянул автора этих строк и ее американских учеников и коллег 1874-78 годов,є полковника Олкотта и м-ра Джаджа є то это бесспорно потому, что он рассматривал "мадам Блаватскую", русскую по национальности, как принадлежащюю скорее Азии, нежели Европе (безобидное заблуждение, разделяемое многими патриотически настроенными англичанами), а этих двух джентльменов є как американских граждан. От него без сомнения также ускользнуло, что среди группы посвященных, к которой относится и его собственный мистический корреспондент, двое являются европейцами, а один, верховный Учитель, является в своем "настоящем воплощении" наполовину славянином, как он сам об этом писал полковнику Олкотту в Нью-Йорк.
"Эзотерический буддизм" проделал предварительную работу, популяризируя эзотерические истины в экзотерической форме, смешанной с чистой метафизикой, которую сам автор отрицает (см. с. 46), и распространяя теософические идеи по всему миру; он доказал популярность этих идей тем, что его книга уже выдержала шесть изданий, и вскоре должно появиться седьмое. Однако, эта книга недостаточно свободна от небольших ошибок, чтобы ее можно было рассматривать как непогрешимое Писание, а ее скромного автора є как провозвестника божественного Откровения, как это представляют себе некоторые глупые энтузиасты, ищущие новых идолов. На вопрос корреспондента о том, "как в действительности возникли современные учения оккультной науки", очень просто ответить. Кризис достиг той стадии, когда стало абсолютно необходимым сделать доступным нашему поколению эзотерическое Учение о вечных циклах. Религия, и на Западе, и на Востоке, давно уже задохнулась под нагромождением разнообразных сект и освобожденной науки. Из-за отсутствия какой-либо научно-религиозной концепции, наука нанесла религии смертельный удар (coup-de grace) железной кувалдой материализма. Завершая этот кризис, фантомный мир Гадеса( или Кама-лока) преобразовался в мутный поток в десятках тысяч комнат для спиритических сеансов, и создал безусловно ошибочные представления о состоянии человека после смерти. Ничего, кроме нескольких фундаментальных идей эзотерической философии, популярно изложенных таким ясным и замечательным писателем, каким является м-р Синнетт, может предотвратить гибель человечества в море неведения. Таким образом, вновь открылись Ворота Дворца Истины, и м-р Синнетт и многие другие добровольные работники уловили каждый свой луч. Но так же как весь свет может быть получен только объединением всех лучей спектра, так и старая философия в целом может быть понята объединением всех отдельных отблесков, прошедших через многие интеллектуальные призмы нашего и прошлых поколений.
√"Люцифер", октябрь 1888.