«Подстрочные примечания к "Лакшмибаи"» (Блаватская Елена Петровна)




Блаватская
~~~ПОДСТРОЧНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ К №ЛАКШМИБАИ¤
[№Теософист¤, том 3, N 4, ноябрь 1882, стр. 100]
[Эта статья приводится в качестве подлинной истории одного ~бхута~. Тетя рассказчика заболела и ей становилось все хуже, так что оставалось очень мало надежд на ее выздоровление. В день, предшествовавший ее смерти, она сказала своей сестре, что она чувствует, что проживет лишь один-два дня, и высказала желание, чтобы ее перенесли перед ее смертью в какое-нибудь другое место, потому что, как она сказала, №каждый, кто умер в этой комнате, становится бхутом¤, є а она хотела избежать этой ужасной судьбы. На другой день она умерла в этой комнате, и никто не вспомнил о выраженном ей желании. Через шесть месяцев родную сестру рассказчика охватила сильная дрожь и ее тело стало очень горячим. Предполагая, что какой-то злой дух овладел ею, ее мать попросила ее выяснить, кем был этот дух; дух представился как Лакшмибаи, то есть назвался именем умершей тети. Рассказ заканчивается вопросом о том, осталась ли душа Лакшмибаи привязанной к земле из-за ее обеспокоенности тем, чтобы ее перенесли из дурной комнаты, которая, как она верила, является местом, в которой отошедшая душа должна становиться бхутом. Е. П. Б. делает следующие комментарии:]
[Бхут] є это ~призрак~, привязанный к земле ~дух~ или №элементарий¤. Мы поместили здесь эту интересную историю, чтобы показать западным спиритуалистам, еще раз и вновь, что, веря в возможность возвращающихся №духов¤, индусы боятся и ненавидят их, называя их №дьяволами¤, а не №ангелами умерших¤, и рассматривая такое возвращение в каждом случае как ~бедствие ~, которое надо уничтожить и прогнать, как только это станет возможно.
Утверждения призрака, сделанные ~через его медиума~, ничего не доказывают в этом случае. Одержимая дама знала столько же об умершей, как и остальные члены этой семьи. Это могло бы быть вообще любое привидение из известных рассказчику, є которое ~перевоплотилось~ в Лакшимбаи, и правильные ответы не позволяют ни о чем судить.
[№Призрак отвечал, что она должна страдать в связи с тем, что идея о том, что ее не перенесли из дурной комнаты, сильно поразила ее и мучила ее разум во время смерти¤.]
Это опять-таки может привести к предположению (а мы говорим сейчас с точки зрения восточного оккультизма), что именно последняя мысль умирающей дамы, ~idee fixe~ (сила которой делает из живых людей маньяков и распространяет в течение неопределенного времени ее болезненное магнетическое влияние после того, как мозг, ее породивший, давно уже перестал существовать), є та идея, которой был столь обеспокоен ее умирающий разум, а именно, что она ~должна~ стать бхутом, если ее не унести в другое место, є заразила также и разум ее родственницы. Человек умирает от заразного заболевания; и через месяцы после его смерти, или, скажем, годы, є кусочек одежды, некий предмет, до которого он дотрагивался во время своей болезни, может передать болезнь человеку, физиологически более чувствительному, чем люди вокруг него, в то время как он не оказывает никакого действия на последних. Но почему же некая идея, ~мысль~ не может оказать такого же воздействия? Мысль ~не менее материальна или объективна~, чем неуловимые и таинственные микробы различных инфекционных заболеваний, причины которых столь озадачивают науку. Поскольку разум живого человека может так влиять на другой разум, что первый может заставить последнего думать и верить во все, что он захочет, є короче говоря, ~психологизировать~ (гипнотизировать) другой разум, є то же самое может сделать и мысль уже умершего человека. Раз созданная и посланная, эта мысль может жить при помощи своей собственной энергии. Она становится независимой от мозга и разума, которые дали ей рождение. Пока сконцентрированная ею энергия остается нерастраченной, она может оказывать потенциальное влияние, когда она приходит в соприкосновение с живым мозгом и нервной системой человека, впечатлительного и предрасположенного к этому. Вызванное таким образом вредное воздействие может временно привести сенситива к болезненному самообману, который полностью затмевает чувство его собственной индивидуальности. Как только началось такое болезненное воздействие, вся беспорядочная масса мыслей умершего человека устремляется в мозг сенситива, и он может выдавать, как кажется, одно подтверждение присутствия умершего за другим, и убеждать предрасположенного к тому исследователя, что индивидуальность этого ~контролирующего~, №руководящего¤ или поддерживающего общение разума достоверно установлена.