«Теософия и спиритуализм» (Блаватская Елена Петровна)



ТЕОСОФИЯ И СПИРИТУАЛИЗМ
Корреспондент из Калькутты спрашивает:
(а) Является ли оккультизм наукой, родственной спиритуализму?
(б) Каковы главные вопросы, по которым расходятся теософы и спиритуалисты?
(в) Может ли спиритуалист назвать себя теософом, не меняя своей веры, и vice versa [наоборот]?
(г) Я понимаю, что Вы не верите в спиритуализм, - как же могло получиться, что президентом Бенгальского отделения Теософского общества был выбран спиритуалист?
Вот наш ответ:
(а) Теософия - это очень древняя наука, тогда как спиритуализм - это весьма современное проявление психических феноменов. Он не прошел еще этап экспериментального исследования.
(б) Разница в наших теориях, объясняющих эти феномены. Мы говорим, что в большинстве случаев, хотя и не всегда, они вызваны иными влияниями, нежели влияния, исходящие от бестелесных сознательных духов умершего человека. Спиритуалисты утверждают обратное.
(в) Да, многие превосходные люди являются и теми, и другими; и никому не нужно менять свою веру.
(г) Мы верим в феномены, но не в их причину, как это объяснено выше. Поскольку не существует каких-либо религиозных или иных критериев, кроме оценки нравственных качеств человека и его симпатий к целям нашего Общества, которые мы применяем к тем, кто добивается получения какого-либо поста, то выборы преподобного Бабу Пери Чанд Митры президентом нашего Бенгальского отделения были не только наиболее разумны, но и весьма желательны. Он, конечно, наиболее спиритуалистический теософ и наиболее теософски мыслящий спиритуалист, какого мы когда-либо встречали.
"Теософист", август 1882.