«Уместные вопросы» (Блаватская Елена Петровна)




Блаватская
~~~УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ
Не могли бы вы или кто-либо из ваших читателей просветить меня в отношении следующих вопросов:
1. Кто такой №йог¤?
2. Может ли он быть поставлен наряду с Махатмой?
3. Можно ли поставить рядом с йогами и Махатмами Вишвамитру, Вальмики, Вашиштху и других риши?
4. Или только с Махатмами?
5. Или лишь с йогами?
6. Знали ли йоги оккультную науку?
7. Необходимо ли вегетарианство для изучения и развития оккультной науки?
8. Знали ли наши риши оккультные науки?
Вы сделаете мне большое одолжение, пролив некоторый свет на эти вопросы.
√Искренне ваш,
√H. N. Vakil.
√Бомбей, 30 апреля 1883 г.
√161, Малабар Хилл.
~~~-----------
~~~НАШ ОТВЕТ
1. Слово №йог¤ в Индии весьма многозначно. Сегодня оно служит для обозначения очень грязного, покрытого навозом и лишенного одежды человека, который никогда не стрижет и не расчесывает свои волосы, покрывает себя от своего лба до пяток мокрой золой, совершает ~пранаяму~, не осознавая ее истинного значения, и живет на милостыню. И лишь случайно это название относится к тому, кто достоин такого наименования. Однако, истинный смысл этого слова, если провести его этимологический анализ, покажет, что его корень є это №юг¤ (№yug¤), №соединять¤, и таким образом будет получено его реальное значение. Подлинный йог є это человек, который (выпадение текста) ... из мира прелестей и удовольствий, достиг после более или менее долгого периода тренировки воссоединения своей души с №Универсальной Душой¤, или №соединился¤ с Парабрахмом. Если под словом №йог¤ наш корреспондент подразумевает последнего индивидуума, а именно, того, кто связал свой 7-ой и 6-ой принципы, или атман и буддхи, и благодаря этому установил свои низшие принципы, или манас (животную душу и ~персональное эго~) ~en rapport~ [в гармонии] с Универсальным Принципом, тогда є
2. Его можно поставить наряду с Махатмами, поскольку это слово означает просто №великая душа¤. Поэтому третий вопрос становится бессмысленным. Риши є во всяком случае те, в отношении кого можно доказать их действительное существование (поскольку многие из тех, кто упоминается под этим названием, являются в той или иной степени мифическими персонажами, конечно были №махатмами¤ в широком смысле этого слова. Три названных нашим корреспондентом риши были историческими личностями и очень высокими адептами, достойными того, чтобы называть их махатмами.
4. Они могут быть ~махатмами~ (когда они становятся достойными этого названия) независимо от того, женаты ли они или дали обет безбрачия, в то время как они могут быть названы є
5. №Йогами¤, є только когда они остаются в одиночестве, а именно, посвящают свою жизнь религиозному созерцанию, аскетизму и є безбрачию.
6. Теоретически каждый ~настоящий~ йог в той или иной степени знает оккультные науки; так сказать, он должен понимать тайну и символическое значение любого предписанного ритуала, так же как и правильный смысл аллегорий, содержащихся в Ведах и других священных книгах. Практически же, в наши дни можно встретить очень немногих йогов (если среди них вообще есть такие), которые случайно знакомы с оккультизмом. Это зависит от степени их интеллектуального развития и религиозной набожности. Совершенно безгрешный, искренний, и все же невежественно набожный аскет, который не проник глубоко под покровы своей философской доктрины, сказал бы вам, что в Кали-юге никому не позволено быть ~практикующим~ оккультистом, в то время как посвященный йог должен быть оккультистом; во всяком случае, он должен быть достаточно могущественным для того, чтобы создавать все ~второстепенные~ феномены (непосвященный назвал бы даже подобные ~незначительные~ проявления є №чудесами¤) адептства. Однако нельзя встретить в мире подлинного йога, наследника мудрости арийских риши, который называл бы себя йогом в окружении непосвященных. Счастливы те, кому открыт весь мир и кто познает его из своих недостижимых ~ашрамов~; в то время как мир (за исключением весьма немногих) не знает о них и отрицает само их существование. Но в действительности это не имеет для них большого значения, верят ли в них люди в целом, или даже знают ли они о них.
7. Изложение №оккультизма¤ на страницах нашего журнала было достаточно ясным для того, чтобы показать, что это есть наука, посредством изучения и практикования которой изучающий может стать МАХАТМОЙ. Статьи №Эликсир жизни¤ и №Краткие советы по эзотерической теософии¤ достаточно проясняют этот вопрос. Они также научным образом объясняют необходимость вегетарианства для целей психического развития. Прочитайте и изучите их, и вы увидите, почему вегетарианство, безбрачие и, особенно, полный отказ от вина и крепких спиртных напитков совершенно необходимы для №развития оккультного знания¤, є см. №Краткие советы по эзотерической теософии¤, N 2. Поскольку восьмой вопрос теряет свой смысл ввиду всего вышесказанного, мы заканчиваем наше объяснение.
№Теософист¤, июнь 1883 г.