«Яркая точка света» (Блаватская Елена Петровна)



ЯРКАЯ ТОЧКА СВЕТА
Мадам, в последнем номере вашего почтенного журнала члены Нью-Йоркского Теософского общества ищут объяснения причинам появления ярких точек света, которые они часто видят. У меня уже есть довольно любопытное объяснение. Я считаю, что это явление сопровождает высшую концентрацию души. Как только я достигаю этого предписанного состояния, то тут же передо мной появляется яркая точка света, наполняющая мое сердце восхищением. Индийцы почитают это как знак того, что они находятся на верном пути, ведущем к высшему достижению в практической йоге, как знак благословения милостью Всевышнего.
Однажды вечером, сидя на земле в позе лотоса, будучи в том состоянии концентрации, когда душа поднимается в высшие сферы, я был поражен видением цветов непередаваемой красоты. Я все время мечтаю увидеть это снова. Иногда мне удавалось уловить их, но они ускользали от меня и внезапно растворялись, оставляя меня в огорчении. В конце концов появились два цветка; один касался моей головы, а другой - моего правого плеча, но и в этот раз попытка удержать их окончилась неудачей. Что это, как не ответ, что Бог доволен своим поклонником, пребывающим в медитации - единственном способе духовного поклонения.
П.
Все это относительно. Те из наших ортодоксальных сотрудников, кто почитает какого-то отдельного бога, или, если они предпочитают такое определение, одного Ишвару под разными именами - все они очень склонны относить каждый психологический эффект, полученный ментальной концентрацией в течение многочасовых религиозных медитаций, к их особому божеству, тогда как на самом деле, в девяноста девяти случаях из ста, подобные эффекты происходят благодаря чисто психо-физическим проявлениям. Мы знаем множество склонных к мистике людей, которые видят "свет", подобный описанному выше, как только они сконцентрируют свои мысли. Спиритуалисты относят это к воздействиям их развоплощенных друзей; буддисты (у которых нет личных богов) - к преднирваническому состоянию; пантеисты и ведантисты - к майе, или иллюзии чувств; христиане - к предвидению сияния Рая. Современные оккультисты утверждают, что, когда это не вызвано мозговой деятельностью, нормальное протекание которой определенно нарушается таким неестественным приемом как глубокая концентрация - тогда это свет является проявлением астрального света, или, используя более "научное" выражение, "мирового эфира", в который, как доказала "Невидимая вселенная" Стюарта и Тэйта, верят немало людей науки. Подобно тому, как чистое голубое небо скрыто от нас в туманный день, так и астральный свет невидим нашим психическим чувствам в часы нормальной повседневной жизни. Но когда, концентрируя все наши духовные способности, мы достигаем парализации их противника (физических чувств) и внутренний человек становится, так сказать, свободным от человека материального - тогда вечный дух, как ветерок, разгоняющий тучи, снимает завесу, лежащую между нашим нормальным зрением и астральным светом и мы видим проблески света. Дни "курящихся кадил" и "горящих лампад", которые составляли часть библейских видений, уже давно минули и не вернутся вновь. Но всякий, предпочитающий естественному объяснению сверхъестественное, конечно, волен представлять, что это "Всемогущий Бог" развлекает нас видениями цветов и посылает нам светящиеся огоньки перед тем, как заключить "соглашение" со своими последователями.
"Теософист", ноябрь 1881 г.