«Разоблаченная Изида и Вишиштадвайта» (Блаватская Елена Петровна)




Блаватская
~~~РАЗОБЛАЧЕННАЯ ИЗИДА И ВИШИШТАДВАЙТА
~~~ПИСЬМО
Сэр, є №Р.П.¤ пытается в октябрьском номере нашего журнала доказать, что я учу в №Разоблаченной Изиде¤ в значительной степени доктрине Вишиштадвайты, против чего я имею возражение. Я хорошо осознаю, что №Изида¤ далека от того, чтобы быть столь же законченной работой, какая могла бы быть написана на том же самом материале лучшим ученым; и что ей, как литературному произведению, недостает симметрии, и, вероятно, в некоторых местах є точности. Но я прошу некоторого извинения за все это. Это была моя первая книга; она была написана на чужом мне языке є на котором я не имела привычки писать; этот язык был даже еще в больше степени незнаком некоторым азиатским философам, которые оказали мне помощь; и, наконец, полковник Олькотт, который проверял рукопись и повсюду работал вместе со мной, был тогда є в 1875 и 1876 годах є почти совершенно незнаком с арийской философией, а следовательно неспособен обнаружить и исправить такие ошибки, которые я совершала с такой легкостью, выражая свои мысли по-английски. И все же, несмотря на все это, я полагаю, что критика №Р.П.¤ ошибочна. Если я ошибалась, проводя столь небольшое различие между безличным Богом, или Парабрахмом, и личным Богом, то я едва ли позволила себе полностью смешать их друг с другом. Эти страницы (том 2, стр. 216-217 и pref. стр. 2), на которые он ссылается, представляют не мое собственное учение, но воззрения других людей. Первые два отрывка являются цитатами из Ману и показывают, что может ответить образованный брахман и буддист на утверждение профессора Макса Мюллера о том, что мокша и нирвана означают уничтожение; в то время как третий отрывок (том 2, стр. 153) є это защита и истолкование внутреннего смысла Библии с точки зрения христианского мистика. Конечно, здесь есть сходство с вишиштадвайтизмом, который, подобно христианству, приписывает Универсальному Принципу личные качества. Что же касается ссылки на Предисловие, то кажется, что даже если читать этот параграф в буквальном смысле, он мог бы быть назван лишь отражением моего личного мнения, а не эзотерической доктрины. Будучи скептиком в ранние годы, я нашла и обрела через Учителей полную уверенность в существовании принципа (а не личного Бога) є №безграничного и бездонного океана¤, в котором моя №душа¤ є это всего лишь капля. Подобно адвайтистам, я не делаю различия между седьмым принципом и универсальным духом, или Парабрахмом; и я не верила и не верю в некий индивидуальный, обособленный дух внутри меня, как в нечто отдельное от целого. Посмотрите в качестве доказательства мое замечание о №всемогуществе бессмертного человеческого духа¤ є который был бы логическим абсурдом с точки зрения любой теории эгоистического обособления. Моей ошибкой было то, что повсюду в этой книге я неизменно применяла слова Парабрахм и Бог для выражения одной и той же идеи: это простительный грех, конечно, если знать о том, что английский язык столь беден, что даже сегодня я использую санскритское слово для выражение одной идеи, и английское є для другой! Ортодоксальная ли это адвайта или нет, но я утверждаю как оккультист, исходя из авторитета Тайной Доктрины, что даже полностью поглощенный Парабрахмом, человеческий дух, хотя и не индивидуальный per se (сам по себе), все же сохраняет свою отчетливую индивидуальность в паранирване, по причине накопления в нем агрегатов, или ~скандх~, которые продолжают существовать после каждой смерти, из высших способностей ~манаса~. Наиболее духовные, то есть, самые высокие и божественные устремления каждой персональности є следуют за ~буддхи~ и седьмым принципом в Девахан (~сварга~) после смерти каждой персональности в череде перерождений и становятся неотъемлемой частью ~монады~. Персональность угасает, исчезая перед появлением новой персональности (перерождения) из Дэвахана; но индивидуальность духа-души [Увы, ну что можно сделать с этим английским языком!] сохраняется до окончания великого цикла (Маха-манвантары), когда каждое Эго входит в паранирвану, или поглощается Парабрахмом. Для нашего разумения, столь же слепого, как крот, человеческий дух теряется тогда в Едином Духе, подобно тому, как каплю воды нельзя распознать и вновь получить из моря. Но ~de facto~ это не так в мире нематериальной мысли. Последний соотносится с динамической мыслью человека, как, скажем, оптическая сила самого сильного, насколько это возможно, микроскопа є к взгляду наполовину слепого человека: и все же даже это сравнение совершенно недостаточно є разница №невыразима в материальных терминах¤. То, что такие парабрахмические и паранирванические №духи¤ сохраняют и должны сохранять свои божественные (не человеческие) индивидуальности, показывает тот факт, что сколь бы не была длинна №ночь Брахмы¤ или даже всеобщая пралайя (а не локальная пралайя, затрагивающая только некоторую группу миров), все же когда она завершится, та же самая божественная монада продолжит свой величественный путь эволюции, хотя и на более высокий, в сто раз более совершенной и чистой череде земель, чем до того, и принесет вместе с собой всю сущность сложно-составленных духовностей из своих прошлых бесчисленных перерождений. Следует помнить, что спираль эволюция дуальна, и путь духовности вращается подобно штопору внутри и вокруг физической, полу-физической и супер-физической эволюции. Но я начинаю вдаваться в детали, которые лучше оставить, ибо их полное рассмотрение содержится в моей работе, которая вскоре увидит свет, є в №Тайной Доктрине¤.
√Е. П. Блаватская
√№Теософист¤, январь 1886 г.