«Практические аспекты самадхи» (Бодхи)
Бодхи
Практические аспекты самадхи
Первый день
1. Исходное состояние: негативные эмоции убиты. Концепции бытовые убиты. Остальные концепции существенно ослаблены и многие могут быть хотя бы на время прекращены усилием осознания. Сексуальность проведена через полную реализацию фантазий, затем через проявленную, затем через непроявленную формы и затем полностью прекращена, в результате чего происходит прямое втекание трансмутируемой сексуальной энергии в сердце. Всякие возможные действия, направленные на сильные цели, исчерпаны, и сами эти сильные цели прекращены. Поиск свободы, или любви, или истины осознан как главное содержание жизни.
2. В силу этого внимание освобождается, и возвращается домой.
3. Внимание остается привязанным к слабым целям, но связь эта непрочна.
4. Сиюминутность стала такой:
1) Всплеск пробуждения: т.е. внимание полностью возвращается домой.
2) Сосредоточение на состоянии пробуждения.
3) Постепенно просветление затуманивается
4) Наступает состояние ясной серости
5) Наступает инстинктивный поиск объекта, куда внимание бы приклеилось
6) Какой-то объект находится и начинает ощущаться его важность
7) Путем усилия рассмотрения или прямого усилия возврата важность этого объекта рассеивается и внимание возвращается домой.
8) Возникает чувство переполнения какой-то энергией, распирание в груди
9) Снова возникает ясная серость
10) Ясная серость может в мгновение смениться переживанием поразительной глубины и свежести восприятия
11) Эти порывы свежести восприятия коротки и снова сменяются ясной серостью
12) В результате многократного повторения цикла, заканчивающегося усилием возврата, возникает чувство сильного распирания энергией изнутри.
13) Интенсивное распирание приводит к потребности "отдохнуть"
14) Под отдыхом понимается позволить вниманию привязаться куда-то, испытав важность, и рассеять в этом распирающую энергию.
15) Возникает упорство, направленное на преодоление желания "отдохнуть
Второй день
1. Резко уменьшилась горячка делания-хоть-чего-нибудь
2. Гул в ушах
3. В глубине таза "броуновское движение" - без каких-то проявлений в сексуальность
4. Сексуальность при желании проявляется моментально, и так же моментально поддается успокоению
5. Размышляю над тем, что есть польза в том, чтобы фиксировать свой взгляд на мир, свое положение. В процессе исследования себя, мое сознание движется различным образом - я могу испытать особый прилив ясности, а через минуту эта ясность будет замутнена, или я испытаю переживание невыразимой словами глубины, а через минуту это будет другая глубина - такая же невыразимая, так же бездонная, но в чем-то другая. Если позволить себе свободно плавать в глубине осознания, то также легко, как я вплываю туда, так же легко я и возвращаюсь обратно в тупое состояние. Поэтому есть смысл успокоить движение сознания, зафиксировать его на некой глубине и дать описание этому состоянию, исследовать его свойства. Такой процесс позволяет закрепить это состояние, сделать его повторяемым и более-менее легко достигаемым
6. Размышляю над тем, что волны имеют ту же природу, что и океан. Все явления, которые я вижу - это проявление самой сути жизни, и не являются "внешними" в этом смысле, стало быть только в начале совершения усилий есть смысл делить на внутреннее и внешнее, но когда установление в ясности совершено, тогда такое разделение лишь ограничивает мою возможность работы. Прекращение разделение и постижение единой природы внутреннего и внешнего приводит к тому, что я становлюсь способен проводить работу в каждый момент времени, в любых условиях.
7. Вчерашние "усилия возврата" очень похожи на те усилия, которые я прикладывал, когда уничтожал негативные эмоции. Суть этих усилий практически одинакова: приходится как бы отрывать от себя что-то, и при этом переживается чувство потери, но когда разрыв завершен, испытывается освобождение и рождается ясность того, что никакой потери нет, что просто нарушается автоматизм восприятия, и возникающему состоянию также, как и в случае убийства эмоций, только более непосредственно и интенсивно присуще переживание блаженства. Сегодня усилие возврата стало совсем легким - уже не приходится прикладывать такие мощные усилия - внутри ощущение спокойствия, и усилие возврата почти совершается почти естественным образом и почти без усилий. Словно на том берегу осознания я уже побывал и теперь "меня там ждут" - у меня уже накоплен за вчерашний день опыт того - где я оказываюсь после преодоления отождествления с важностью тех или иных дел или желаний. Знание об этом теперь является мне помощником.
8. На простом примере исследую желание к автоматической деятельности: исследую желание выучить иностранное слово. Совершаю многократный повтор: осознаю наличие иностранного слова в словаре - испытываю "жар желания" его выучить - совершаю усилие возврата - испытываю освобождение от желания. Затем все снова. И так много раз, пока процесс не начинает расслаиваться. Теперь я вижу, что между восприятием и возникновением "жара желания", или скажем просто - между восприятием и желанием есть мостик, и этот мостик - концепция. Теперь я начинаю видеть более ясно природу концепции.
9. Концепция - это устойчивый конгломерат мыслей, которые так быстро следуют друг за другом в привычной последовательности, что воспринимаются как единое целое, и более того - вся концепция может вообще не осознаваться невнимательным человеком: ему покажется, что между восприятием и желанием вообще нет никакого промежутка. Итак - восприятие - концепция - желание - усилие возврата - освобождение от желания - ясность - блаженство. Так теперь выглядит последовательность явлений.
10. Более подробно рассмотрим теперь концепцию. Возьму к примеру свой опыт с иностранными словами: в этом случае концепция имеет примерно такой состав мгновенно следующих друг за другом мыслей: "Это слово можно выучить" - "я буду таким образом его знать" - "я смогу им воспользоваться при каких-то обстоятельствах" - "тем самым я вызову к себе интерес, уважение" - "мне будет приятно чувствовать к себе интерес или уважение". Конечно, точный набор этих мыслей зависит от конкретной личности. У меня он именно таков, поскольку раньше я очень сильно был поглощен своей личностью, и много лет вообще был погребен под манией величия, так что привлечение внимания к себе - это то действие, которое я совершал тысячекратно и тысячекратно стремился к этому. Впрочем, не думаю, что другие люди существенно менее были или есть больны этой болезнью. Не непременно тут мания величия - вместо нее может быть страх одиночества или что угодно иное - каждый сам в себе обнаружил свой набор мгновенно сменяющих друг друга мыслей, составляющих концепцию.
Концепция - это клей, который склеивает восприятие и желание.
Далее я обращаю внимание, что концепция является как бы самозакругленной, т.е. внимание скользит по ней, не проникая внутрь, поэтому она и не видна, и часто кажется даже отсутствующей для неискушенного сознания.
Теперь мне становится ясным и то - каким образом во мне появилось такое явление. Когда мы появляемся на свет, наша главная задача - "схватить" этот мир, чтобы выжить, чтобы научиться ориентироваться и жить. Мы не делаем различий в деталях - мы "схватываем" весь мир таким, каким у нас есть возможность его "схватить", и как это нам позволяет наша врожденная способность, и как это нам позволяет пример окружающих людей.
К примеру - я скажу тебе: "подними руку". Ты поднимешь ее. Но как именно ты это сделал? Что именно ты сделал для того, чтобы рука поднялась? На этот вопрос ты не сможешь ответить: просто захотел и поднял. Это тоже следствие того, что ты "схватил" мир в этой части, и теперь тебе не надо рассуждать - какую мышцу напрячь а какую расслабить - ты просто научился переходить в "состояние поднимающейся руки". Теперь, если я неожиданно брошу в тебя книгой - ты поднимешь руку и заслонишься ей. Теперь все произошло уже даже без твоего желания: ты бы не успел защититься, если бы сначала у тебя возникло восприятие летящей книги, потом интерпретация этой ситуации, потом принятие решения, а потом управление мышцами. Чтобы выжить и научиться "вести" себя в этом мире - мы вынуждены были "схватить" мир таким, каким смогли его схватить.
Точно такой же эффект имеет место и в нашем случае: в схваченном нами мире мы схватили также и это искусство переходить от восприятия к желанию. Таким образом было бы неправильно рассматривать это как препятствие в своей практике: не было бы никакой практики, если бы мы не схватили мир хоть в каком-нибудь виде - хоть в самом несовершенном. Поэтому есть смысл рассматривать возникающие препятствия как естественную смену хорошего на лучшее: мы схватили то, что было - а теперь, освоившись, мы имеем возможность выбирать тот образ жизни, который нам больше нравится. Такое отношение позволяет преодолеть концепцию враждебности, отчуждения по отношению к внешнему, и позволяет относиться к внешнему с благодарностью - как к тому, посредством чего мы вообще можем куда-то двигаться.
11. Указанная мною последовательность событий происходит везде, где за восприятием следует желание. Я сижу один - желание увидеть кого-то. Почему? Потому что вмешалась концепция. Она состоит уже из других мыслей: ты сам можешь их увидеть.
12. В связи с этим я смотрю назад в свою жизнь, и начинаю видеть естественные закономерности там, где раньше мне казался хаос. К примеру, я начинаю видеть несомненную пользу диспутов. Мы читали, что в спорах рождается истина. Потом мы читали, что нет - в спорах она умирает. Теперь я вижу, что в спорах происходит нечто, что безусловно способствует моему продвижению к истине, но увижу я это только многим после. Диспут, спор - это сравнение точек зрения на какой-то вопрос, который и мне и тебе кажется более или менее ясным, но при этом наши точки зрения не совпадают. Не имеет никакого значения - к каким выводам мы придем, кто кого переспорит, но если спор ведется по всем правилам диспута, то есть не с помощью психического и иного давления, а с помощью привлечения аргументов, то эти самые аргументы могут влиять на имеющиеся у нас привычные мысли, которые мы привыкли считать бесспорными, поскольку схватили мир именно с такими мыслями, или эти мысли выросли естественным образом из схваченного нами мира. Аргументы, влияя на очевидные для меня мысли, таким образом вторгаются в самый центр какой-то одной или многих концепций, и таким образом концепции испытывают разрушающее влияние.
13. У меня возникает аналогия, которую удобно рассмотреть с энергетической точки зрения: т.е. эта аналогия описывает энергетический срез процесса совершения усилия возврата внимания. Представим себе две ямки, расположенные рядом. Представим себе шарик, лежащий в одной из них. Положение шарика внизу ямки - это какое-то устойчивое, привычное состояние: например - восприятия. Следующая ямка - концепция. Следующая - желание. Шарик перемещается из ямки в ямку очень быстро - он переходит из ямки в ямку не обычным способом - переваливаясь через край, а как бы напрямую. Если бы он переваливался через края - это и было бы тем, о чем я говорил: сначала у тебя возникло восприятие летящей книги, потом интерпретация этой ситуации, потом принятие решения, а потом управление мышцами. Это очень долго и мы так не делаем. Мы делаем то, что может считаться чудом: шарик непосредственно перемещается из ямки в ямку, не поднимаясь наверх. Тем, кто знаком с принципом неопределенности в квантовой механике, эта аналогия покажется очень интересной. Там тоже условный шарик может оказаться сразу в другой условной энергетической ямке, минуя переходные периоды. Это зависит от некой величины, называемой постоянной Планка, и энергии. Я не знаю - есть ли тут тоже какая-то константа, но то, что такой переход зависит от количества энергии - это безусловно. Мы знаем, что один человек учится, скажем, ездить на велосипеде, быстро, а другой долго не может научиться держать равновесие. Мы можем сказать, что это зависит от его способности, но сама эта способность как раз и выводится из скорости его обучения, и тут наверное главное - это стремление, это энергия стремления научиться. Теперь, когда я хочу разорвать эту мгновенность - я словно вкатываю шарик наверх и заставляю его остановиться между ямками. И в этом положении я могу выбрать - куда ему упасть. Позволить ли ему свалиться в ямку проявление концепции, а затем в ямку желания, или я покачу его обратно? Эта остановка шарика наверху, рассмотрение внутреннего предпочтения дальнейшего развития событий, и возврат шарика назад и есть подробное описание того, что я называл "усилием по возврату внимания домой".
14. Вспомнил, что вчера испытывал "броуновское движение" в губах, языке, верхнем небе, которое переходило в распирающее давление изнутри черепа в лоб.
15. Итак - усилие возврата - это усилие по разрыву концептуального клея. Культивирование анти-концепций помогает сделать это усилие более естественным.
16. Есть прямая аналогия с процессом, который я назвал "циклическим восприятием эмоций" - здесь я точно также многократно хожу туда-сюда, наблюдая все аспекты процесса: вижу слово - всплеск концепций - желание выучить - мотивация к деятельности - усилие возврата - спад жара желания - свобода выбора: либо учить, либо не учить - сосредотачиваюсь на ощущении потока и поток сам влечет меня туда или сюда. То же провожу и с другими процессами.
17. Передо мной возникает образ "тела концепций" - он воображается неким трехмерным объектом сложной формы, который висит в пространстве и подставляется нужной стороной в нужный процесс. Разные концепции в самом деле связаны друг с другом - они существуют по единому принципу, они являются конгломератом "склеенных" мыслей. Если я сумею повлиять на сам механизм склеивания мыслей - таким образом я сумею повлиять на весь мир моих концепций.
18. Теперь - овладев искусством совершения усилия возврата, я могу останавливать любой процесс. И я тренируюсь делать это. Но усталость так или иначе накапливается. Сосредоточившись на этой усталости, я увидел ее природу. О ней в следующем абзаце, а сейчас я хочу остановиться на следующем:
После того, как я совершаю в течении некоторого времени усилия возврата, и применяю его ко всем подряд явлениям в себе, я обнаруживаю, что когда возврат происходит, то я испытываю переживание ясности, и переживание блаженства. Эти два состояния кажутся нераздельными, т.е. когда проявляется одно - немедленно проявляется и другое. Состояние ясности - удивительно тем, что дает знание изнутри о том, на чем сосредотачиваешься. Или не дает. Но иногда дает - и это удивительно.
Состояние блаженства удивительно тем, что изливает свет любви. В случае с усталостью как раз проявляется свойство ясности: я начинаю знать природу усталости изнутри. То есть можно сказать, что в меру степени проявления во мне переживания ясности, я имею универсальный инструмент познания. Это не познание вообще, во всяком случае я не имею намерения обсуждать его абсолютную ценность. Могу сказать только то, что важно для меня: это знание попадает в самую точку в том, что касается моих затруднений или поисков, то есть если я следую ему, я начинаю продвигаться глубже, таким образом я определяю это знание, как практически истинное для себя именно в вышеприведенном смысле: следование ему позволяет мне решить проблему, найти новый слой глубины, усилить переживание ясности и блаженства.
19. Теперь об усталости, возникающей после многократного применения усилий возврата. Сосредоточившись на этом, я получил знание изнутри о том, что это связано с тем, что само мое желание совершать усилия возврата являются желанием, и стало быть, в свою очередь, является неестественным и должно быть преодолено усилием возврата. Это понимание мне не показалось еще достаточно ясным с практической точки зрения, я снова сосредоточился и получил дополнительное знание изнутри: теперь я могу описать это таким образом:
То, что я научился делать усилие возврата, еще не значит, что я теперь сяду сиднем и не буду больше ничего делать и вообще проявлять никакой жизнедеятельности. Именно накапливающаяся усталость и показывает мне то, что в этом подходе есть несовершенство. Не дело моего интеллекта определять: совершать мне усилие возврата или не совершать, и позволить себе что-то сделать. Это дело моей природы, и именно ей я должен отдаться. Если я никогда не возвращаю свое внимание, то я всегда ухожу вслед за уводящими меня в сторону механическими последовательностями желаний и концепций, и таким образом вываливаюсь из внутреннего потока полноты. Если наоборот - я совершаю усилие возврата постоянно - я иным образом, но тоже выпадаю из потока, поскольку вместо механической привычки начинаю руководствоваться механическим принципом.
Искусство возврата внимания очень важно, но … представим себе, что я научился обходить вниманием неприятных мне людей, с которыми мне не хочется общаться. Раньше любой мог подойти ко мне, и я из вежливости стал бы с ним говорить, и испытывать неприятные чувства, и мне было бы неловко не уступить его просьбе, и тогда я вообще вовлекался в чуждую мне жизнь и страдал. И вот положим теперь я научился преодолевать это, и теперь если ко мне походит человек, к которому я ничего не чувствую, то теперь я уже не думаю о неловкости и о приличиях - я теперь могу пройти мимо. Но если я теперь это могу - это ведь не значит, что я теперь буду проходить мимо всех людей вообще. Также и тут: искусство возврата необходимо отработать до совершенства с тем, чтобы суметь отдаться потоку, влекущему меня, с большим совершенством.
Усилие по возврату домой необходимо совершать тогда, когда это чувствуется необходимым. В противном случае необходимо совершать практику сопровождения.
20. Практика сопровождения состоит в том, что я позволяю себе делать нечто, но при этом внимание не привязано клеем концепций и желаний, а следует добровольно параллельно процессу. Главный критерий - это интенсивность переживания ясности-блаженства.
21. Не так то много процессов, в которых моя полнота призывает меня поучаствовать, поэтому теперь я значительно больше времени провожу в состоянии внешнего ничего-не-делания. В это время я переживаю ясность-блаженство, и сосредотачиваюсь на том - что же является источником моих мыслей и источником моего восприятия. Ведь восприятие я взял уже как бы готовым, а между тем совершенно ничего нельзя сказать - откуда оно берется? Откуда берутся и куда исчезают мысли - этого тоже не видно. Можно конечно порассуждать об этом или повторить известные всем идеи, но пустое повторение ничего не дает мне - важно не то, что можно об этом сказать, прочтя такие то книги. Важно то, что я смотрю и не могу найти источника мыслей, не могу найти основы восприятия. Поэтому теперь - когда мое внимание уже не похищается всем чем попало - теперь я могу сосредоточиться на этих вопросах.
22. Возникает мысль: если я не вижу источника восприятия и мыслей - может это и означает на самом деле знание чего-то определенного о природе их источника?
23. Возвращаюсь к мысли, что волны имеют ту же природу, что и океан - сейчас я смотрю с любопытством на все, что меня окружает- ведь это проявление изначальной природы, единой всему, что существует - но какова эта изначальная природа?
Третий день
1. Еще одна причина возникновения усталости: усилие возврата я ведь делаю тогда, когда желание уже возникло, т.е. процесс прерывается уже в завершающей стадии. Интересно попробовать совершать это усилие до того, как восприятие сменится желанием. Поскольку концепция вносит свой вклад в этот процесс моментальным прикосновением, то сейчас я не могу сказать, что могу выделить момент до прикосновения и после концепции, но вот где в целом в этот период совершить усилие возврата можно.
2. Возник интересный образ, как тело концепций соприкасается с всеми восприятиями. Это универсальный механизм, который делает просто какую-то невероятную вещь: он успевает моментально подставить определенную сторону к любому восприятию. В результате совершения усилий возврата возникло ощущение, что тело концепций словно несколько отодвинулось от меня - словно уменьшилось его сцепление с восприятием.
3. Буду продолжать проводить эксперименты с совершением усилия возврата до наступления желания
4. Несмотря на усталость, необходимо как можно чаще и больше совершать усилия возврат, не обращая по возможности внимания на то - что именно за процесс я останавливаю. Попытка как-то расслабиться и позволить выборочно подходить к процессам немедленно привела к "утоплению" в желаниях. Я думаю, что то действие, совершение которого было бы "в потоке" и не нуждалось бы в прекращении, а только в сопровождении - такое действие должно сопровождаться какими-то особыми знаками, позволяющими понять, что его не надо прекращать, а надо сопровождать. Пока такие знаки неизвестны - необходимо прекращать все что возможно.
Четвертый день
1. Усилие возврата, совершаемое после наступления желания, приводит к тому, что начинает происходить естественный отбор - действия и желания становятся частью моего осознания, и уже не наступают так безнадежно бессознательно. Что-то такое словно учится во мне, и концепции хоть и продолжают играть склеивающую роль, но склеивать им уже почти что нечего - желания и тем более действия не возникают так механически неизбежно, как раньше. Хотя возможно что это предположение и не подтвердится, и это не начало закономерного движения, а просто некое колебание - дальше посмотрим.
2. В связи с тем, что сегодня я ощущаю такой намек на закономерность, то есть действия словно отказываются приклеиваться к желаниям, а желания отказываются приклеиваться к концепциям, то это приводит к тому, что исчезает и предмет практики: усилие возврата применять не к чему.
3. Поэтому все внимание естественным образом само сосредоточивается на области возникновения восприятий и мыслей. Если раньше это было сделать очень трудно в связи с моментальностью перехода в желания-действия, то теперь это становится как бы неизбежным - а на чем еще сосредотачиваться?
4. Перемалывание мыслей становится объектом наблюдения. Впрочем - перенос внимания на область возникновения мыслей и тем более восприятий все-таки оказывается очень непрост. Сначала передо мной предстает некая каша, и внимание зависло над ней и пока что с трудом может пробудить какие-то всплески ясного осознавания. Однако это зависание над нужным участком непременно должен привести к его прояснению и расслоению - этот закон пока что всегда демонстрировал свою универсальность.
5. Одновременно наблюдаются какие-то прояснения и в самой природе внимания. Это пока что происходит вспышками. Чем глубже я проникаю в своем наблюдении, тем более ясность пронизывает и само наблюдение. Разгорающаяся лампа начинает ярче освещать не только окружающие ее вещи, но и саму себя - эта аналогия здесь вполне уместна.
6. С утра приходится снова пробиваться сквозь тупость. Связано это с тем, что теперешний мой уровень осознания не является для меня привычным, и после сна мне приходится в полной мере драться за то, чтобы вернуться к новому уровню. Сегодня с утра этот процесс возврата к достигнутому вчера уровню осознания занял около 2-х часов - весьма мучительное время, но зато это является косвенным подтверждением того, что сдвиг в самом деле есть. Для рассудка в этом подтверждении есть польза, впрочем польза эта уже ничтожно мала, поскольку сама суть моих упражнений как раз и заключается в том, чтобы осознание нахождения меня в тупом сером состоянии не приводило к вовлечению тела концепций с последующим возникновением негативной эмоции: усилие возврата на этом этапе освоено уже вполне прилично.
Пятый день
1. Чуть более подробно опишу процесс до возникновения желаний - теперь, когда мое внимание "витает" над этой областью - это становится более возможным.
2. Сейчас, когда я говорю, что первый этап - это "восприятие", сейчас я уже говорю это несколько иначе, чем раньше. Теперь в самом деле восприятие стало не просто смутно угадываемым моментом всего процесса - а значительно более изолированным явлением. Теперь я в самом деле могу сказать, что сначала наступает восприятие - т.е. мои глаза видят картинку, уши слышат, кожа ощущает. Отдельно надо отметить ситуацию, когда возникает мысль - я бы тоже отнес это к восприятию - по крайней мере пока. Вкус, запах, тактильные ощущения - все это я отношу к ощущениям - не вижу между ними какой-то принципиальной разницы - я имею в виду практической разницы, а не теоретической.
Таким образом я выделяю 4 вида восприятия: зрительное восприятие, слуховое, тактильное, и мысль.
3. Второй этап - интерпретация. Пожалуй, я пока не буду утверждать ничего тут, но могу предположить, что очень похоже на то, что существует "тело интерпретаций" - оно, похоже, имеет ту же природу, что и "тело концепций" - не исключено, что у них вообще в самом деле единая природа, и это просто два вида проявления одного и того же - это будет видно позже, но пока что они различаются в практическом смысле и я их разделяю.
Итак, наступает интерпретация - то есть общее описание ситуации в виде слов или образов. То есть мой глаз может увидеть нечто, и дальше во мне сформируется либо образ дерева, либо еще и мысль появится - "это дерево", или "это высокое красивое дерево". То есть интерпретация - это голое описание восприятия, лишенное какой-либо оценочной окраски.
4. Вот тут то вступает в действие тело концепций - то есть начинает формироваться отношение к восприятию - быстрая смена мыслей приклеивает к восприятию эмоцию или желание и т.д.
5. Интересно, что именно теперь я вижу, что мои концепции стали по настоящему уязвимы и доступны для исследования. Я могу реально наблюдать, как все это происходит, и тренируюсь в останавливании процесса на любом этапе. Скажем - я вижу, интерпретирую что "я дома один", тут же подворачивается нужная сторона тела концепций, формирующая уже отношение и т.д. Так вот теперь - видя все это как в замедленном кино - я могу попросту отодвинуть тело концепций от тела интерпретаций. То есть совершить усилие возврата внимания на этом участке. Крайне интересное переживание при этом возникает.
6. Теперь - когда я совершаю усилие возврата перед концепциями, я испытываю самадхи более ясно и непосредственно. Кстати - пришло время перестать использовать слово "самадхи" где ни попадя:) Раньше это было уместно, потому что не было смысла вдаваться в детали состояния просветления - достаточно было знать и отдавать себе отчет в том, что это состояние относится к просветлению и мы можем назвать это той или иной стадией самадхи. Сейчас есть смысл более детально рассмотреть состояния просветления. Раньше я выделял к примеру состояния "самадхи свободы от эмоций", состояния "самадхи свободы о концепций" в те моменты, когда облако концепций рассеивалось, и т.д. Сейчас есть смысл сказать, что конечно правильнее было бы назвать это не самадхи, а просветлением разного качества, потому что "самадхи" - все-таки это вполне определенный термин. На данном этапе есть смысл уже поговорить о более тонких деталях состояния просветления.
7. Пока термин "самадхи" опустим вообще - этот термин определяет состояние сознания, о котором настало время сказать, что "о нем пока говорить рановато".
Восьмой день
1. Наш ум закрыт пеленой непрерывно возникающих и умирающих мыслей - это похоже на микромир, кишащий частицами, превращающимися в энергию и друг в друга. В течение нашей жизни у нас возникает множество желаний, страстей, мотивов, страхов и т.д. Все они оставляют отпечаток, и эти отпечатки являются магнитом, вызывающим к жизни кишащие мысли. Мысли эти должны обслуживать, обволакивать эти следы, чтобы наше внимание притягивалось к ним и растворяло их. Таким образом этот мыслительный процесс естественен. Тем не менее я выбираю прекратить его, потому что хочу сам взять в свои руки свое сознание.
2. Когда я становлюсь способным совершить усилие возврата на стадии возникновения мысли, не доводя ее до соприкосновения с концепцией, тогда это похоже на отрубание корня дерева. Листья, ветки дерева - это многочисленные эмоции, концепции и т.п. Можно отрубать одно за другим, но если ты смог докопаться до корня - то ты имеешь уже более непосредственный способ - отруби корень и дерево засохнет. Сосредоточение на усилии возврата в момент до прикосновения концепций к мыслям и есть такое обрубание корней.
Десятый день
1. Восприятие - внимание - сравнение (с имеющимися отпечатками прежних восприятий) - описание (мысль или образ) - различение - концепция - эмоция - мотивация - действие - след действия (карма)
2. Внимание существует только тогда, когда возникает восприятие. Как только в мои глаза попадает отраженный свет, и на сетчатке образуется образ, и этот образ передается в мозг, т.е. происходит восприятие, так сразу возникает и внимание. Без восприятия нет внимания. Кванты восприятия летят в пустоту, но проносясь сквозь нее они вызывают вспышки света, называемые нами актами внимания. Я наблюдаю этот процесс: восприятие, немедленно вызывающее к жизни внимание.
3. Отсюда неожиданный вывод: внимание не имеет ко "мне" никакого отношения. Это свойство взаимодействия восприятия и пустоты. Раньше мы нашли, что ни эмоции, ни мысли, и т.д. - не "я". Теперь видно совершенно ясно, что внимание - это тоже не "я". Я - это та пустота, в которую попадает восприятие.
4. Это позволяет родиться практике разрыва отождествления себя с вниманием. Поразительно.
5. Поразительная свобода. Отныне контроль над вниманием бессмысленен, цепляние за внимание бессмысленно - оказывается можно просто оторвать себя от него.
6. Разве восприятие и внимание - это какие-то вещи посторонние пустоте? Тут что-то есть еще очень интересное… Итак - новый треугольник, в котором заключена какая-то загадка: пустота - восприятие - внимание.
7. Восприятие и воспринимаемое - или говоря иначе - воспринимающий и воспринимаемое. Расширяем круг участников этой загадки: пустота - воспринимающий - воспринимаемое - внимание.
8. Нет. Ничего нельзя сказать ни о воспринимающем, ни о воспринимаемом - есть просто восприятие, и все тут. Когда я говорю о воспринимающем и воспринимаемом - я немедленно теряю практическую опору, потому что опыт свидетельствует только о том, что есть восприятие, а все остальное - просто теория. Все таки возвращаемся к пустоте- восприятию - вниманию. Рассудок и привычная концепция чуть было не сбили с толку, но возврат в непосредственному созерцанию вернул все на свои места.
9. Оставим в покое пустоту - а вот восприятие - именно сюда теперь обращен акцент. Есть ясное ощущение, что сосредоточение на восприятии к чему-то должно неминуемо привести. Если бы с самого начала сосредоточится на восприятии, все было бы быстрее… но как это сделать, когда куча эмоций и мыслей? Итак - сосредоточение на восприятии. Вот путь, ведущий вглубь.
Пятнадцатый день
1. Возврат происходит сразу после различения. Различение происходит слишком пока что автоматически, и нет возможности его остановить.
2. Внимание уже присутствует в момент различения. Похоже, что оно возникает сразу после того, как отпечаток на сетчатке транслируется вглубь. Любопытная мысль: различение происходит, когда есть что различать. А если нечего будет различать, или по крайней мере это различение ни к чему не приведет? Основной канал поступления информации - зрение, потом уже слух и тактильные ощущения. Что если перекрыть основной канал - зрение? Да и слух заодно.
3. Мы всегда так прочно отождествляли внимание с собой, что отказаться от этого непросто. Стало быть - есть и другие формы осознания, существующие помимо нашего внимания.
Шестнадцатый день
1. Что я обычно понимаю, когда говорю "мышление"? Это ведь фактически создание псевдовосприятия в том отделе мозга, в который транслируется изображение, принятое на сетчатку, или звук, принятый ухом и т.п. Я ведь "мыслю", именно комбинируя псевдовосприятия, и в этом смысле в самом деле нет никакой разницы между реальным и псевдо-восприятием - раздражение возникает независимо от того - вижу я на самом деле свою тещу, или просто вспоминаю ее, или думаю о ней.
2. Впечатления немедленно окружаются вниманием. Так ли это неизбежно? Кажется что нет. Мы потому сопровождаем вниманием каждое впечатление, что все впечатления вовлекаются в нашу личностную жизнедеятельность - слишком многое для нас важно. С другой стороны, если важность чего-то рассеяна, то и внимание уже не так привязано к этому. К примеру, мне все равно - как некий человек отреагирует на меня - соответственно я могу вовсе перестать обращать внимание на него, но будет ли это "вовсе" в самом деле "вовсе"? Думаю, это вопрос практики.
3. Я ранее говорил о возврате внимания. Думаю, сейчас можно несколько уточнить это. Собственно говоря, никакого возврата внимания не происходит. Просто некое первоначальное внимание перестает проявляться в виде внимания, обволакивающего впечатления, получаемые глазами, ушами, телом и наведенными восприятиями, т.е. мышлением. Для удобства введем термин "первое внимание" - это именно такая форма проявления некоего изначального внимания, которая и является тем вниманием, которое сопровождает впечатления наших внешних органов чувств и мыслей. Соответственно введем термин "второе внимание" - это такое проявление изначального внимания, которое не обволакивает восприятие органов внешних чувств. Именно концентрация второго внимания и дает нам ощущение тела внимания - именно это переживание этого "тела" и есть переживание второго внимания.
4. Что именно воспринимает второе внимание? Для ответа на этот вопрос видимо необходимо сделать следующее: во-первых, привнести в свою обыденность осознание того, что второе внимание существует, во-вторых, привнести в свою обыденность осознание того, что второе внимание что-то воспринимает (смысл этого высказывания мне совершенно не ясен, но пока уместно выразиться именно так), и в-третьих, продолжать практику нереализации второго внимания в виде первого внимания - хотя бы порционно, хотя бы время от времени, используя для этого метод "возврата внимания" на стадиях сразу после различения или, когда это не выходит, хотя бы на стадии сразу после возникновения желания или мотивации к действию.
Двадцатый день
1. Раньше я провел некое различение между эмоциями и переживаниями. Эмоции - это было то, что относилось интуитивно к более поверхностному слою, а переживания - это нечто более глубинное. Еще одна ясно видимая разница между ними: эмоции всегда имеют причину в виде концепций, интерпретаций. Переживания не имеют видимых причин - они могут накатывать и исчезать совершенно беспричинно независимо от того, что я вижу - слышу - думаю - ощущаю. Теперь становится видно кое-что еще: переживания полностью относятся к сфере второго внимания. Чем меньше эмоций, концепций, интерпретаций, чем активнее я осознаю, что первое внимание - это не я, тем активнее проявляются переживания, но теперь они уже не кажутся беспричинными, теперь кажется, что их причина просто лежит в мире второго внимания, и первым вниманием этого не увидеть.
2. Есть такое ощущение, что переживания можно также отделить одно от другого. Они имеют существенно разное качество, и могут быть названы и отделены друг от друга.
3. У меня нет такого органа чувств, или по крайней мере сейчас этот орган не активен, который бы "видел" эти разные переживания. Но во-первых я допускаю, что такая способность "видеть" мир переживаний может проявиться, а во-вторых, пока что я не вижу в этом какой-то необходимости. Сейчас предстоит интересная работа по классификации переживаний, по сосредоточению на них второго внимания, по переводу центра тяжести с первого на второе внимание.
4. Среди переживаний я бы выделил уже сейчас одно. Назвать его удобно "беспредельностью". Переживается оно так: в некоторый момент у меня вдруг пропадает ощущение каких-либо привычных границ для сознания, я улавливаю какие-то явления, не поддающиеся какой-то привязке к конкретной точкой пространства, и уж тем более того пространства, которое достижимо моими внешними органами чувств.
5. Еще одно переживание - "вневременность". Теряется ощущение текущего момента как чего-то определенного - "настоящее" становится размытым, и я не могу сказать, что присутствую здесь и сейчас, поскольку само понятие "сейчас" теряет свою определенность.
6. Экзальтацию, ясность и существование я по-прежнему не склонен относить к переживаниям - эти три по-прежнему находятся глубже. Суть взаимодействия, взаимовлияния переживаний и этих трех я пока описать не в состоянии. Однако безусловно ясно, что эти три намного проявленнее в среде переживаний, нежели в сфере первого внимания.
7. Обращает на себя внимание тот факт, что сфера первого внимания явно более широка в своем разнообразии: одних эмоций можно перечесть с сотню, а уж сколько концепций, и т.п. Мир переживаний пока что исчерпывается вышеприведенными двумя, и то они очень и очень туманны, кратковременны. Связано ли это с какой-то закономерностью, или является всего лишь следствием того, что я только-только прикасаюсь к миру второго внимания? Хотя… с другой стороны ведь зрение, скажем - это именно зрение, а многообразие мира, связанного с зрительным восприятием - это многообразие объектов, возможных для восприятия зрением, а не множество разных восприятий. Так же и эмоции - это именно эмоции, а их различие не делает их разными по природе, поэтому можно сказать, что в мире первого внимания существуют эмоции, мысли, ощущения. И собственно это все, а все остальное - это их комбинации. Концепции, к примеру - это определенная комбинация мыслей, и т.п. Ощущения - это тоже один - отдельный от других способ восприятия, а разница между зрением и слухом - это всего лишь разница между ощущениями разных частей тела. Таким образом можно сказать, что все разнообразие мира первого внимания укладывается в те или иные комбинации всего лишь трех вещей: мыслей, эмоций и ощущений. Возможно, что мир переживаний также откроет свою многослойность, поскольку пока что я вижу уже два переживания, и вполне возможно, что этим дело не ограничится. Когда младенец смотрит на мир - возможно мир ему тоже не кажется слишком разнообразным - некая каша зрительных восприятий. Во всяком случае весьма значимо то, что экзальтация, ясность и существование гораздо интенсивнее в мире второго внимания, а именно эти три и являются пока что для меня вектором, указывающим путь.
8. Определенно, что тщательный контроль за прекращением негативных эмоций и неиспытывание оргазма являются самыми грубыми шагами по переводу сознания в область второго внимания. И без совершения этих шагов вряд ли возможно куда-то сдвинуться. Шагами более тонкой настройки является возврат внимания от проявленной сексуальности, желаний и причинных мотиваций (в смысле причинности сферы первого внимания). Еще более тонкая настройка достигается прекращением концептуальных различений (т.е. восприятием мира как есть, а не наложением на него схем) и контролем над возникновения мыслей.
Двадцатый первый день
1. Короткий взгляд назад: в борьбе с негативными эмоциями есть прямой и ясный подход - они должны быть прекращены без каких-либо дополнительных условий, и только в случае, если какая-либо эмоция слишком въелась и не поддается уничтожению, тогда есть смысл ею отдельно заниматься. В отношении концепций: я рассмотрел некоторые из них, но интегральный подход не был сформулирован наподобие того, как это было сделано для негативных эмоций. Сейчас мне кажется, что таким подходом является принятие единой концепции такой, как "Вещи таковы, какие они есть", или "Мир таков, каков он есть", или что-то наподобие этого. Суть этой интегральной концепции заключается в том, что она настраивает меня на принятие мира таким, каков он есть, и не позволяет образовываться предпочтениям, мнениям, оценкам и т.п. Должны быть прекращены любые ментальные процессы, сопровождающие процессы рождения оценок, предпочтений и т.п. То есть полная аналогия с убийством негативных эмоций - их протекание останавливается, и корень их вырывается. Так же как и с негативными эмоциями, тут мы столкнемся с тем, что концепции покрывают ровной пеленой всю жизнь, и так же как и с эмоциями, здесь придется провести серьезную работу. "Мир таков, каков он есть" - этот меч должен опуститься на любое размышление, обслуживающее процесс создания оценки, предпочтения, мнения. Так же как и с эмоциями, это будет сопровождаться чувством потери, поскольку переживание негативных эмоций, это какая ни какая, а все таки жизнь. Концептуальная деятельность тоже - какая ни какая, а жизнь, и останавливая эту жизнь, я с одной стороны испытываю прилив ясности сознания и экзальтации и переход в область второго внимания, но с другой стороны неизбежно чувство потери, поскольку концепции перестанут развиваться, и остановятся. Если какой-то человек не был достаточно свободен в своих эмоциях, то ему будет очень трудно отказаться от эмоциональной жизни, поскольку он еще не добрался до их дна, еще не осознал полной бесперспективности блуждания в негативных или позитивных эмоциях - ему кажется, что в этом есть какая-то жизнь, еще не попробованная им, и он будет прав, а что-то за пределами этого ему разглядеть будет трудно. Аналогично и с концепциями. Если человек еще не был свободен в своих мыслях, еще не испытал удовольствия от творческого мышления, ему будет трудно увидеть ограниченность этой жизнедеятельности и перейти к тому, что лежит глубже - интегральное принятие мира таким, каков он есть. Очень важно к моменту, когда начинается борьба за прекращение концепций, закончить в основном борьбу с негативными эмоциями, поскольку если концепцию немедленно покроет негативная эмоция, то весь вес борьбы придется именно на нее, и мы не сможем осуществлять практику прекращения концепций.
Двадцатый третий день
1. Последовательное применение концептуального лезвия - т.е. когда в момент возникновения оценки я прекращаю ее и вставляю осознание "мир таков, каков он есть" - становится все более похожим на лезвие, которым я отрезал головы негативным эмоциям. Суть усилия точно такая же. Теперь я отлавливаю в ежесекундном контроле за собой возникновения оценок и прекращаю их.
2. Наблюдается резкий упадок сил в моменты особенно удачного и последовательного прекращения концепций, но переживается он как нечто позитивное. Чувствуется, что энергия просто переходит в какое-то новое качество. Есть признаки и "заболевания" - тело потихоньку перестраивается вновь.
3. Новое ощущение: в верхней части груди и в горле - вернее где-то "за" ними - возникает ощущение открытой форточки, откуда вносит какие-то очень странные переживания, и тот мир - там - за форточкой - он тоже "внутри меня". Когда я сосредотачиваюсь на этом ощущении - оно усиливается и становится в высшей степени необычным, подобрать какие-то слова для него пока что я не могу. Оттуда иногда ощущение уходит в центр лба, и там я начинаю чувствовать давление изнутри. Область левого глаза периодически захватывается этим ощущением. Этим ощущениям иногда сопутствует очень яркая степень экзальтации - необычно яркая. Самадхи свободы от концепций в чистом виде.
4. В ближайшие дни я буду подчищать свой концептуальный мир - здесь я намерен добиться такой же безупречности, как и в свободе от негативных эмоций.
5. Отказ от оценки наблюдаемых событий - так интересно наблюдать мои усилия по отрезанию этих оценок… то же самое чувство "жалости", "потери" - очень забавно это переживать, но это для меня не препятствие - скорее забава. Как же - видишь рожу, и не сказать себе: "ну и рожа…":) Это непросто. Когда это не говоришь, когда не выставляешь оценку всему, что видишь и чувствуешь - то как будто бы воспринимаешь это все всерьез, и поэтому я чувствую себя вынуждающим сам себя проговаривать свои оценки, и таким образом словно дистанцироваться от того, что происходит.
6. Далее - что касается переписи переживаний. Когда последовательно убиваю оценки, то возникает особое переживание единства мира. Само осознание "мир таков каков он есть" приводит к особому переживанию… и пожалуй именно так я его и определю - это переживание единства мира, мир переживается не как набор отдельных компонентов, а как единый организм. Потянешь за одну нить - и в движение приходит вся сеть.
7. Переживание "единство мира" каким-то образом очень непосредственно связано с переживанием беспредельности. Переживание беспредельности возникает каждый раз, как только происходит переживание "мир един". "Единство мира" разрушает границы между "элементами", из которых состоял мир до того, как было совершено прекращение оценок, а когда нет границ - то именно от этого возникает переживание беспредельности - отсутствие границ немедленно раздвигает чувство "я" в беспредельность. Таким образом именно оценка явлений подчеркивает кажущееся видение изолированности существование этих явлений, и это естественно - как иначе их можно оценить, как не постулировав их отдельное существование. Когда оценка прекращается - граница немедленно рушится без этой поддержки, явление перестает быть явлением - возникает поразительное переживание "мир един"
Двадцатый четвертый день
1. Обнаружил интересный эффект: мысли стали протекать плавно, не торопясь. Могу с мыслью поиграться, могу пустить ее назад или дать протечь, что переживается по сути как одно и то же. Но главное - могу просто поставить заслон и не позволить мыслям рождаться - есть возможность переживать состояние вне мыслей. Пока это переживание кратковременно, но судя по всему оно есть прямое следствие пресечения оценок. Непрерывное мыслетворчество - это то, что обслуживает непрерывное создание оценок, а когда создание оценок прекращается, то и поток мыслей уже не нужен.
Двадцатый пятый день
1. Интересно, что непросто осознать, что физическое тело - это тоже источник ощущений, которые провоцируют создание оценок. Если тело устало - это может стать причиной возникновения оценок.
2. Подводя итоги, можно выделить основные явления, приводящие к возникновению оценок:
*) Поведение человека
*) Продукты жизнедеятельности людей
*) "Поведение" объектов
*) Выражение лиц людей
3. Легко заметить, что все вышеперечисленные причины сводятся к поведению людей. Ведь продукты жизнедеятельности - это результат поведения человека. К примеру, если я споткнулся о пень - я могу этого и не заметить - пень вырос "сам по себе". А если я споткнусь о плохо поставленный стул - дело другое, ведь человек не "сам по себе" его якобы поставил, а как бы в результате своего "поведения". "Поведение" объектов - это когда оценка возникает и в случае спотыкания о пень - тогда нечеловеческое очеловечивается, и оценка возникает таким образом снова на "поведение". Выражение лиц людей - это как бы результат их предыдущего поведения, их предыдущего жизненного опыта. Таким образом выходит у нас, что оценка - это взаимодействие личности с личностью, и не более того. Возможно, что оценка - это вообще универсальный способ поддерживать у нас осознание своей и чужой личности, существования личного "я" вообще. Есть ли личность вне оценки? Если я сейчас провожу отсечение оценки - исчезнет ли у меня сознание моей личности и личности других людей?
4. Оценить вообще можно только что-то отдельное. Нельзя же оценить весь мир вообще, а вот если его разделить на части, вот тогда каждая часть становится чем-то самодовлеющим, отдельным, и разные части можно сравнить между собой, а как сравнишь единое с единым? Оценка поддерживает границы. Вне оценки нет границ. Отсекая оценку, я стираю границы. Сознание становится сознанием единого мира без границ.
5. Остается ли еще что-то, что мы можем назвать своим личным "внутренним" "я", отделенным от "внешнего" мира? Эмоции убраны, концепции убраны, оценки отсечены… что осталось… да, мысли еще остались. Мысли приходят и уходят - и с этим я еще разберусь.
6. Восприятие - идентификация - далее стоп - к оценке не переходим. "Девизом" этой позиции может стать фраза "Мир таков, каков он есть". Шкаф таков, каков он есть, человек таков, каков он есть и т.п. Однако идентификация - это разделение. Значит - ни о каком интегральном восприятии мира речь пока идти не может. Отсечение оценки еще не приводит к этому. Пока я шкаф называю шкафом - мир разделен, и это является потенциальной почвой для возникновения оценки. Поэтому - сначала снимем верхнюю часть, а потом подберемся и к почве. Сейчас пожалуй надо несколько остановиться в осмыслении и приступить более пристально к практике отсечения оценок - поскольку для дальнейшего осознания маловато практики.
7. Я чувствую, что во время практики пресечения оценок в верхней части груди, горле и верхней части горла, захватывая подбородок (вернее даже в глубине за ними) открывается какая-то пустота, куда "вливается" мой опыт пресечения оценок. Когда наполнится до краев - через край что-то польется? Но ощущения крайне необычные.
Все это есть Брахман; это "я" есть Брахман и "я" четырехкратно.
За границами отношений, без черт, немыслимое, в чем все покойно.
Мандукья Упанишада (Стих 2, 7.)
Здесь я приведу некоторые дополнительные детали - это записи из другого "захода" - я меняю структуру личности путем сдвига восприятия в полосе человеческого сущестовования - это позволяет охватить процесс с разных сторон и подобрать детали, которые неизбежно упускаются при каком-то одном способе организации восприятия.
1. Непроявленная сексуальность - опора для устранения негативных состояний и проникновения в область новых переживаний. Проявленная сексуальность неудобна тем, что прочно привязывает внимание к себе, и кроме того она все-таки подтачивает поисковую активность - энергия истекает. Оргазм вообще в любом случае выбивает надолго - как минимум на неделю-две из процесса поиска. Непроявленная сексуальность, соединенная с нежностью или любовью - идеальная опора для поиска. Но еще более удобная платформа - полное не-торможение энергии в области сексуального центра. В этом случае мы имеем дело с не-сексуальностью. Энергия, поступающая в сексуальный центр или в двигательный центр не образуют завихрений и уплотнений в области полового центра и прямиком следуют вверх. Сексуальный центр при этом чувствует себя в состоянии предельной реализации. Образуется единая линия перехода энергии из области одного качества в область другого качества. Все различие между двигательной энергией, сексуальной энергии, и высшими формами энергии теперь определяется только уровнем точки зрения.
2. "Мир таков - каков он есть" - это интегральная формулировка. Переживать ее не удается постоянно - для этого уже нужна значительная свобода от концепций. Такое случается, когда облака самопроизвольно несколько раздвигаются, но тут и как в случае с эмоциями: когда эмоции сами раздвигаются - я могу переживать свободу от них, но когда они есть - мне надо с ними работать: устранять их или удерживаться в состоянии вне них.
Имеет смысл, таким образом, создавать частные случаи интегральной концепции, применимо к конкретным ситуациям. Например, мне удобно думать о том, что каждый человек движется в своем темпе, по своим внутренним законам, согласно закону кармы, и никакие насильственные произвольные усилия ничего тут не изменят - только его внутреннее стремление может привести к каким-то изменениям, но и тогда это будет в соответствии с его природой и с законом кармы. Поэтому бессмысленно иметь какие-то ожидания, и все, что я могу - это желать ему добра и откликаться на его искренние стремления.
Таким образом я формулирую частный случай интегральной концепции, и он действует весьма эффективно, и пока он действует - это и означает, что он разрушает какую-то механическую концепцию. Хочешь не хочешь - раздражение периодически возникает, если работа по его прекращению не проведена. Хочешь не хочешь - разные механические концепции возникают в тебе, пока работы с ними не проведена.
Еще раз подчеркну аналогию: интегральная концепция "Мир таков, каков он есть" соответствует утверждению в состоянии вне НЭ. Создание и переживание частных антиконцепций соответствует практике устранения негативных эмоций.
3. Ожидания от людей - весьма распространенная вещь. Каждый из нас чувствует себя окруженным кем-то. Идеальная ситуация, это когда в чьем-то обществе я чувствую себя так, как будто я один - не цепляюсь на чье-то внимание, не теряю пульса внутренней жизни, не забываю - чем я живу, не стремлюсь повлиять на людей. "Каждый живет в своем ритме. Каждый находит то, что ищет. У каждого свой путь. Каждый открывает свой путь сам." Это пример частного случая общей концепции "Мир таков, каков он есть".
4. Еще один пример частного случая - пример антиконцепции "Я делаю то, что могу в меру своей честности и способности, и кому это не нравится - это их проблема". В данном случае мы берем себя как часть мира и говорим, что я таков, каков я есть, и бессмысленно оценивать - надо делать то, что делается.
5. Еще один страх, вытекающий из мира концепций - страх вывалиться из всеобщего ритма, из всеобщей колеи. Здесь антиконцепция: "Мир навязывает мне свой ритм. Но у меня - свой путь, и у меня свой ритм. Чем скорее и полнее я вывалюсь из всеобщего ритма - тем скорее и полнее я смогу ощутить свой ритм - ритм живой, а не подражательно-механический". Здесь часть мира - мой ритм, мои цели, мой смысл жизни - все это таково, каково оно есть, и надо просто отдаться этому.
6. Неудобные условия - довольно распространенное препятствие для работы. Есть такая привычка интерпретации неудобных условий, что мол раз условия неудобны, то я должен ждать, пока они не улучшатся. В зависимости от нашей алертности, понятие неудобных условий может расширяться очень сильно, в конце концов приводя к разрыву практики. Необходимо признать, что неудобство - это просто другие условия, отнюдь не мешающие работе. Более того - работа в "неудобных" условиях порой бывает даже более эффективной, чем в "удобных". А что случится, если, к примеру, температура на Земле повысится и станет скажем 50 градусам и это будет очень неудобным, мучительным - что же в таком случае - я прекращу практику? Конечно нет - я приму эти условия и продолжу движение. Здесь мы имеем дело тоже с частной формой антиконцепции "Мир таков каков он есть": ее можно сформулировать так: "Удобные условия или неудобные - обстоятельства таковы, каковы они есть - это не может стать препятствием."
7. Озабоченность тем - как я выгляжу в глазах других людей - порой это становится довольно досадным препятствием. Например, хочется сесть в позу лотоса и замереть, сосредоточившись на внутренних переживаниях, но... что об этом подумает жена/сосед/т.п.? Здесь необходимо культивировать частный случай интегральной антиконцепции - например "наплевать как я выгляжу - как выгляжу, так и выгляжу, что ж теперь поделаешь. Если из-за этого что-то у меня расклеится - значит невелика цена была тому, что расклеилось из-за такой ерунды."
Пример подготовительной работы перед каждым частным циклом входа в работу:
*) Возвращаемся в "здесь и сейчас"
*) Обзор наличия эмоций - проводим взглядом по воображаемому кругу - полезен образ очистки. Как от снега, от грязи - сканируем свое воображаемое эмоциональное пространство и входим в состояние утвержденности вне их.
*) То же с сильными целями
*) То же со слабыми целями
*) Далее проводим более детальную работу с концепциями. У каждого есть свой набор актуальных для него частных форм интегральной антиконцепции - они соответствуют тому - какие глупости ему более присущи. Сформировав такой список - наподобие вышеприведенного - начинаем пункт за пунктом обходить концептуальный мир и сосредотачиваться на осознании соответствующей формой антиконцепции. То-есть: считаю ли я, что условия, в которых я нахожусь неудобны? (Вопрос задается даже в том случае, если условия заведомо удобны - тут играет роль акт осознания частной формы антиконцепции, поскольку даже если в данный момент концепция не проявлена - она все равно жива в виде сгустка, в виде готовности проявиться в случае изменения условий). Итак - рассмотрел, сформулировал антиконцепцию - пошел дальше: считаю ли я, что как-то по-дурацки выгляжу? И так далее. В результате мы обходим все участки концептуальных сгустков. Возможно обнаруживаем какие-то новые и включаем их в свой карту обхода.
Когда спонтанно мы попадем в состояние утвержденности в состоянии просветления-вне-концепций - обзор прекращается, я сосредотачиваюсь полностью на этом состоянии. Если вывалился - продолжаешь обзор дальше
Так осуществляется практика накопления времени пребывания в состоянии самадхи-вне-концепций.