«Хроники российской Саньясы - 2» (Лебедько В.И.)
Владислав Лебедько
ХРОНИКИ РОССИЙСКОЙ САНЬЯСЫ – 2
Второй том: «Романтики с Большой Дороги»
1. Достигая тенистой лиановой ниши,
Никогда не шепчите себе:
«Пришел!»
Не ложитесь в траву
И не стройте крыши,
Даже если путь
Непосильно сложен.
То, что вам нужно –
Всегда выше,
То, что достигли –
Всегда ложно
В каждый следующий Миг жизни
В каждом соседнем отрезке ложа…
2. В твоих сиреневых одеждах
Сокрыты ожерелья звезд.
В ожидании вечности
Проходит жизнь.
И только где-то между
Может случиться встреча,
Которой всерьез
Никогда
Не ждал…
(Вета Зайцева)
Введение
«Слово «хроники» из заглавия данного текста можно трактовать по-разному. Вот два ассоциативных ряда, которые приходят на ум:
1.«Хроники» – очерки о последовательности событий, различные истории, в которых фигурирует некий персонаж, местность, эпоха…
2.«Хроники» – «алкаши», «психи», «больные», «фанаты», другими словами – люди, не вписавшиеся в «здоровый социум», не такие, как все, то есть – «нелюди»…
…Эта книга – Хроники о «хрониках», истории о людях, в большинстве своем не вписавшихся ни в какие социальные рамки, но ставших такими не по слабости или отверженности, а сознательно выбравших путь поиска Истины, - путь постоянной изменчивости, напряженных усилий и риска. Это книга о «нелюдях», способных быть настоящими Людьми; о тех, кто «не от мира сего», но, тем не менее, может успешно сыграть любую социальную роль; о проводниках на Пути к сокровенному Знанию сущности, смысла и Тайны бытия, о тех, кто воплощает это Знание не высокопарными речами и книжными формулами, а самой своей жизнью.»
(«Хроники Российской Саньясы» 1 том).
Несколько лет назад началось мое путешествие в мир Российской Саньясы, в мир, который проявился в уникальных культурно-исторических условиях Советской действительности, в мир, непохожий ни на какие Восточные или Западные аналоги, в мир где произошло становление самобытного поколения духовных искателей.
Повстречавшись с настоящими Мастерами, живущими не где-то в Мексике или Гималаях, а здесь, в России, я был опьянен той атмосферой, которую они излучали и ошарашен тем, о чем они рассказывали.
Безумный, отчаянный, дерзкий прорыв к свободе, возможный только с русским «авось»; эксперименты над собой, выходящие за всякие рамки возможного; люди, прошедшие по лезвию бритвы между КГБ и психбольницами, между фанатизмом и отчаянным разгильдяйством… Эту атмосферу я и попытался отразить в первом томе «Хроников». Вот как, со своей стороны, описал пространство Российской Саньясы один из персонажей первого тома, Мастер, который и подвиг меня на написание книги - Петр Мамкин:
«…Если теперь все эти пласты Российской Саньясы собрать, то получается такой образ: разбитая хрустальная ваза, осколки которой по всей стране разбросаны. Каждый ищет свой осколок, потом идут попытки эти осколки соединить – в большинстве своем неудачные, потому, что найти человека, который действительно являет собой звено Знания и который тебя согласится включить в непрерывный Учебный процесс – это всегда была удача редкая. Удача с большой буквы.
Может показаться, что довольно безрадостная, безнадежная картина получается. На самом же деле она просто бесконечно богатая, неописуемая, предельно неоднозначная, сверхмногогранная и полифоничная; специфика места, времени и людей, которая (специфика) аналогов, пожалуй, не имеет. Уникальнейшее, невиданное эзотерическое варево из ярчайших, преданнейших, достойнейших Искателей, спивающихся и сходящих с ума адептов, странствующих и уединившихся знахарей и колдунов и много-мнго-много чего еще, плюс все мыслимые и немыслимые, древнейшие и новейшие системы, Традиции, методики, упражнения, обряды, рецепты… Нескончаемая полемика вокруг темы внутреннего Учителя и ярчайшие, убедительнейшие представители обоих ее полюсов…
И за всем этим – атмосфера безусловной необходимости Искать и Работать. Во что бы то ни стало и несмотря ни на что. Романтика духовного искательства…»
Я надеюсь, что в первом томе, при описании пространства Российской Саньясы, мне удалось найти некую золотую середину между романтикой и цинизмом, мистификацией и профанацией, красивыми сказками и вульгарной психологизацией.
Постепенно первое мое опьянение проходило и на его место пришло желание трезво разобраться, - что же сокрыто за всем этим «невиданным эзотерическим варевом». От ярких, подчас эпатажных внешних форм внимание мое перешло к глубоким концептуальным вопросам, к сущностным противоречиям и единству Российской Саньясы. Ответы на эти вопросы и послужили материалом для второго тома.
Так что - другие люди, другие вопросы, другое настроение, иная глубина…
Российские Мастера, вошедшие в первый том «Хроников Российской Саньясы»:
Петр Мамкин
Игорь Калинаускас
Алексей Вовк
Григорий Рейнин
Александр Воронов
Александр Карасев
Анатолий Иванов
Владимир Данченко
Мастер Вычитания Р.
Василий Максимов
Игорь Чебанов
Аркадий Ровнер
Сергей Розов
Игорь Сипягин
Предисловие.
«…Если сто раз с утра все не так,
Если пришла пора сделать шаг,
Если ты одинок –
Значит настал твой срок
И ждет за углом перекресток семи дорог…»
(Из песни А.Макаревича)
С момента выхода первого тома «Хроников Российской Саньясы» прошло чуть больше года. За это время Хроники вызвали глубокое понимание и чувство сопричастности в сердцах одних читателей, а также недоверие и даже возмущение в других. Я не удивлюсь тому, что и второй том вызовет противоречивые реакции. Возможно даже, что кто-то из тех, кто был восхищен первым томом, с равнодушием, скепсисом или раздражением встретит второй, а кто-то из тех, кто был насторожен ранее, преисполнится вдохновением теперь…
«Хроники Российской Саньясы» - очень личная книга. Здесь нет какой-то научной объективности. В процессе подобного исследования претерпевает изменения и исследователь и сам предмет. Я находил тех людей, которые были необходимы лично мне и спрашивал о том, что было насущно, прежде всего, для меня самого. Это была не этнографическая экспедиция, а один из аспектов собственных поисков истины, так что результатом явилось не только появление текста, но и существенные структурные изменения в личности и судьбе автора.
Отсюда - некоторые особенности. Я не смогу, да и не ставлю себе задачи рассказать обо всех достойных упоминания российских мистиках и искателях. Всех не обойдешь и не перечислишь, так что очень многие останутся за пределами книги.
Но, есть задача выполнимая, а самое главное, более важная, чем описание судеб всех, кто идет непростым путем поиска истины. Это раскрытие различных граней Российской Саньясы. А их – этих граней не так уж мало, они противоречивы и каждая из них открывает вход в целый мир. Так что, доверяя поворотам судьбы, я буду описывать те встречи, которые произошли за это время, в надежде, что состоявшиеся беседы послужат ключами к новым мирам Российской Саньясы и для читателя.
Смысл прячется между строк, - не стоит воспринимать написанное в "Хрониках" чересчур серьезно и педантично. Именно противоречия и неоднозначность иногда провоцируют постижение...
Одним из наиболее частых вопросов читателей звучит примерно так: «Где гарантия того, что те, кто попал на страницы книги, являются настоящими Мастерами, а не шарлатанами?» Отличить настоящего Мастера от шарлатана предельно сложно. Этот вопрос остается на моей ответственности. Мне можно доверять, можно не доверять, - ваше доверие или недоверие - ваш выбор, а не мой. А логических критериев, понятных для ума, нет и быть не может. Я никого не убеждаю и не зову за собой. Я предлагаю исследовать некоторые непростые вопросы, выходящие за пределы бытового сознания. Вопросы, которые становятся очевидными, когда соизмеряешь масштаб своей жизни с чем-то большим, - в пределе – с масштабом судьбы человечества, с масштабом планеты, с масштабом Вечности.
Что это за масштаб и как он осознается? Да, в общем-то, пережить его хоть на мгновение не так уж трудно, - неизмеримо сложнее осознавать себя в этом масштабе всегда. А это – как раз и есть качество жизни Мастера.
Для иллюстрации к этим абстрактным рассуждениям (а также, как намек еще на одну задачу, которую решает книга) приведу фрагмент разговора, который произошел летом прошлого года на берегу Черного моря. А дело было примерно так:
Ночь. Морские волны, накатывающиеся на берег. Огромные южные звезды. Бескрайнее пространство неба…
- «Ты знаешь, я только сейчас поняла, что когда находишься наедине с этим небом, со звездами, и как то проникаешься этим, то всякая суета, мелочность, зависть, всякое сравнение себя с другими, большинство мелких желаний, - все это куда-то отступает. Когда ты чувствуешь себя на фоне бесконечного неба и звезд, - невозможно фальшивить, быть неискренней, корыстной…И как жаль, что когда мы вернемся в город, эти звезды забудутся, снова верх возьмет суета и заботы, и жизнь опять станет наполовину фальшивой, лишится какого-то высокого смысла…»
- «Звезды-то никуда не денутся, это внимание уйдет в другое место. Хотим мы или не хотим, но мы все равно, по факту живем в масштабе звезд, в масштабе Вселенной, в масштабе Вечности. Если все время осознавать это, - не только здесь, но и в городе, - понимаешь, - в трамвае, на работе, на кухне…, то это будет совершенно особая жизнь, - жизнь, в которой, как ты и сказала, вообще невозможна фальшь, неискренность, корысть, подлость… Ведь если ты все время воспринимаешь себя на фоне Вечности, то и каждый свой поступок ты с Вечностью соотносишь. Но это очень и очень сложно. Хотя, повторяю, - по факту мы ведь в масштабе Вечности живем. Но, так как жить так очень уж для человека непривычно, то удобнее забыть об этом и сузить свое сознание, свое внимание до масштаба бумажника или больной головы, и тогда соотносить свои поступки, свою жизнь уже с этими ориентирами. Вот такие, совершенно разные способы жить…
К сожалению, подавляющее большинство людей выбирает второй способ, а многие даже и не догадываются, что может быть что-то иное. Но то время, в которое мы с тобой живем, диктует необходимость осознать как можно большему количеству людей, что живут они в масштабе Вселенной. Необходимость жизненную…»
Давай и мы с тобой, уважаемый читатель, приобщимся к масштабу, хоть сколько-нибудь большему, чем повседневность. Приобщимся, прикоснувшись к романтике и реалиям духовного поиска…
«…Почему же вы не имеете смелости действительно сделать
себя единственным средоточием и центром всего?
Почему вы только вздыхаете по свободе, по мечте вашей?
Разве вы – ваша мечта?
Не вопрошайте ваши грезы, ваши представления,
ваши мысли, ибо все это – пустое…
Спрашивайте себя и спрашивайте о себе – в этом практика.
Но вот один прислушивается к тому, что на это скажет его Бог,
другой справляется, что говорит об этом его нравственное чувство,
его совесть, а третий думает о том, что скажут об этом люди,
и, таким образом, каждый, посоветовавшись со своим
господом-богом, начинает подчиняться воле своего владыки
и перестает прислушиваться к тому, что он сказал бы
и решил бы сам…»
Штирнер (цит. по книге Бодхи «Маленькие аспекты большого Самадхи»)