«Чань-Буддизм» (Неизвестен)



Чань-Буддизм
(часть 1)
В 520 г. (называют разные даты этого события -
486, 526, 527 г.) в Китай приходит 28-й патриарх
буддизма Бодхидхарма, чье имя дословно означало
Учение о просветлении. По-китайски его имя тран-
скрибировалось как Путидамо или просто Дамо. Он
пришел из Южной Индии, предположительно из Мадра-
са. Легенды рассказывают, что Дамо был сыном бога-
того индийского принца, однако оставил светские
дела и посвятил себя колесу дхармы - буддийскому
учению. Что же привело буддийского патриарха в Ки-
тай? По его мнению, буддизм в Китае понимается
неправильно, его суть подвергается искажениям,
внутреннее понимание подменяется чисто механичес-
ким ритуалом.
Искренность как высшее выражение внутреннего
ритуала, чистота сердца были для Дамо критериями
заслуг и добродетели. Деяние (вэй) как активное
человеческое вмешательство в естественность внут-
реннего посыла и внутренней природы человека про-
тивопоставлялись недеянию (увэй) - следовательно
естественно-спонтанному ходу событий. Как говори-
лось в чань-буддизме, основателем которого и счи-
тается Дамо, "позволить вещам проявляться в их та-
ковости".
Дамо учил: "Умиротвори свое сердце (душу) в не-
деянии, и тогда внешняя форма естественно после-
дует за этим в своих проявлениях". А один из пат-
риархов Чань Хуэйнэн (638-713 гг.) продолжил эту
мысль : "Следуй истинности своего сердца, а не
внешним проявлениям дхарм".
Однако Дамо не был понят в парадоксальности и
непривычноси своего учения. Он удалился от двора
императора Ляо, посетил соседнее государство Вэй.
В городе Лояне, столице Вэй, его восхищение вызва-
ла пагода монастыря Юннинсы (Вечного покоя). Пос-
ле этого Дамо удалился в монастырь Шаолиньсы - не-
большую обитель, построенную недалеко от Лояна в
провинции Хэнань на горе Суншань в уезде Дэнфэн.
Монахи истощали себя долгим чтением сутр, уходя
тем самым все дальше и дальше от истинного прос-
ветления. Прозрение собственной природы в ее ис-
тинности омрачалось начетничеством, верой в чужие
слова, а не в веления собственного сердца.
Дамо объявил, что цель буддизма - прозреть сер-
дце Будды, то есть реализовать Будду внутри себя.
Таким образом, каждый в потенции является Буддой,
нужно лишь разбудить его. Стать Буддой можно было
"здесь и сейчас" в акте непосредственного восприя-
тия истины, свободно и полно входящей в незамут-
ненный разум буддиста. Истина передается вне слов
в письменных наставлениях, а как светильник, пере-
ходящий от учителя к ученику.
Монахи не поняли наставлений Бодхидхармы, и тот
удалился в пещеру, расположенную недалеко от мо-
настыря, где он, обратившись лицом к стене, про-
вел в позе сидячего созерцания (цзочань) почти де-
вять лет (по некоторым хроникам - десять). Пат-
риарх погрузился в состояние глубокой медитации,
но, как гласит легенда, лишь однажды он заснул.
Проснувшись, Дамо в гневе вырвал себе ресницы и
бросил их на землю. Из них выросли кусты ароматно-
го чая, который пьют буддисты в период долгой ме-
дитации, взбодряя сознание.
Через девять лет созерцания стены монахи про-
никлись уважением к силе духа Дамо и того учения,
которое он проповедовал. Но лишь двух людей согла-
сился взять суровый патриарх в ученики - монахов
Даоюя и Хуэйкэ, которым он передавал истину в те-
чение пяти лет. По легенде, Хуэйкэ, который стал
преемником первого патриарха, отрубил себе руку и
положил ее перед Дамо, демонстрируя чистоту своих
помыслов и решимость постигать учение чань.
Учение "чань" - одно из течений буддизма, широ-
ко использующее идеи и методы индийской йоги и ки-
тайского даосизма.
Духовное учение, проповедуемое Дамо, выража-
лось кратким требованием: два вхождения и четыре
действия. Два вхождения - это достижение просвет-
ления путем духовного внутреннего развития и со-
зерцания (духовное вхождение) и путем совершения
практических действий (вхождение через действие).
Таким образом, постулировалась неразрывная связь
внешнего и внутреннего, формы и глубинного образа,
физического и психического, явления и его символа.
Духовное вступление в состояние просветления соз-
нания, которое не могут затронуть и загрязнить
мирские дела, в основном базировалось на сидячей
медитации, традиционно выполняемой лицом к стене,
как это делал Бодхидхарма. Как говорили чань-буд-
дисты, "нынешнее состояние человека ложно, истин-
но лишь возвращение к собственной природе".
В соответствии с данным учением, самым главным
занятием для адептов боевых искусств является
внутренняя работа над собой. Она ведет к достиже-
нию "пустого сердца", то есть такого состояния ду-
ха, которое свободно от всего житейского, запол-
няющего обычно человеческое сознание. Это не отри-
цание реальной жизни. Отвергается только отождес-
твление жизненно важного (основ бытия) с житей-
ской суетой, высших проявлений духа с повседнев-
ной мелочевкой. Разум человека вечно пребывает в
суете мирских дел, мечется в условностях и грани-
цах, им же самим и определенных, не понимая порой
их противоестественности. Нужно лишь немногое -
узреть за обыденностью и монотонностью жизни Вели-
кий Символ, познав глубину всех внешних форм,
преодолеть ее. Тогда все вещи воспринимаются в
единстве, а человек преодолевает ту невидимо тон-
кую, но чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему
слиться с природной естественностью и обрести
"спонтанность самопроявлений духа".
Освобождение от повседневной суеты, от всего,
чем вдохновляется большинство людей, ведет к тому,
что "чань" называет "великой пустотой" - к абсо-
лютной духовной свободе. А эта свобода дает воз-
можность познать истинную сущность и смысл челове-
ческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мышления.
Интеллектуально "великая пустота" оказывается но-
вым видением мира; эмоционально - успокоением ду-
ха, его безмятежностью, в волевом отношениинезави-
симостью от окружающих людей и обстоятельств.
Иными словами, адекватное постижение глубинной
сути боевых искусств (того, что скрывается за тех-
никой, за движениями) требует изучения идей Будды
и перестройки психических структур личности мето-
дами "чань" в соответствии с этими идеями. Речь
идет о "четырех благородных истинах", открытых
Буддой две с половиной тысячи лет назад. Первая
истина гласит: "Существует страдание, которое но-
сит всеобщий характер". Вторая уточняет: "Причина
страданий людей - в их желаниях". Иными словами,
под страданием Будда понимал стресс, психическое
напряжение, в оснсве которого лежит чувство стра-
ха, неразрывно связанного с надеждой (ведь стресс
это не то, что происходит с человеком, а то, как
он реагирует на происходящее. Человек, утративший
всякую надежду, вместе с ней теряет и страх).
Страдания (сплав страхов и надежд) проистекают из
различных "хотений", которыми всегда и везде охва-
чен человек. Желать чего-то, малого или большого -
не имеет значения, стремиться к получению желаемо-
го, бояться, что не получишь его либо потеряешь, и
надеяться в то же время на благополучный исход -
это и есть постоянное волнение, беспокойство, нап-
ряжение, то есть страдание.
Третья истина Будды утверждает: "Освобождение
от страданий заключается в уничтожении желаний".
Четвертая конкретизирует: "Путь к освобождению от
страданий - это восьмиричный "серединный путь",
равно избегающий крайностей аскетизма и чувствен-
ных удовольствий". Он складывается из правильного
понимания, правильного размышления, правильных
высказываний, правильных поступков, правильного
образа жизни, правильных усилий, правильных стрем-
лений и, наконец, правильного сосредоточения духа
- созерцания. Старое восточное стихотворение гово-
рит об этом пути так:
Человек подвержен рождению,
Старости, болезни и смерти.
Поэтому он не свободен. Эти
Четыре погонщика палками определяют
Его путь.
Если ты молишься,
Или совершаешь обряды,
Чтобы освободиться -
Ты глупец.
Хочешь погрузиться в Нирвану?
Тогда созерцай
Глубины своего духа...
Жизнь человека - как молния.
Мелькнула - и нет ее.
Самые зеленые деревья
Тоже когда-то засохнут.
Если достигнешь просветления созерцанием,
Навсегда станешь спокойным.
Ты поймешь, что вечное и преходящее,
Расцветающее и увядающее,
Хорошее и плохое -
Всего лишь иллюзии
твоего сознания...
В отличие от европейских мыслителей, на разные
лады призывавших изменять окружающие условия для
того, чтобы стать счастливыми, Будда отрицал зави-
симость состоянмя духа от состояния внешнего мира.
Он считал, что надо изменять не мир, а себя. Все
мы знаем, что "богатые тоже плачут", что можно
иметь полный набор материальных благ, и все равно
страдать. А ведь секрет счастья очень прост: надо
научиться правильно понимать жизнь, правильно ощу-
щать ее ритм, строить свое поведение в соответ-
ствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в без-
донные глубины своего подсознания. Иными словами,
Будда призывал людей быть счастливыми "здесь и
сейчас", а не "потом", в результате каких-то внеш-
них событий.
Вхождение через действие, предписанное первоу-
чителем, предусматривает четыре вида поступков -
воздеяние за зло, отсутствие мирских стремлений,
служение дхарме (то есть буддийскому учению), сле-
дование судьбе. Последний вид поступков позволяет
исчерпать жизнь во всей ее полноте, так как чело-
век не мечется в поисках выхода из собственного
предопределения, но рассматривает свою жизнь как
реализацию универсального пути и закона всех ве-
щей - дао.
На уровне практических действий, позволяющих
достигать устойчивых изменений психических состоя-
ний личности, в буддизме возник ряд напрявлений.
"Чань" является одним мз них. Его практика вклю-
чает в себя медитацию, работу с энергией, воздей-
ствие на внутренние органы тела и происходящие в
нем физиологические процессы. В совокупности, эти
три группы методов называются "внутренней работой".
Задача медитативных методов в том, чтобы пос-
редством направления ума, чувств и воли на внеш-
ние или внутренние объекты отрабатывать вход, пре-
бывание и выход по отношению к определенным прос-
транственно-временным ситуациям, как реальным, так
и воображаемым. При этом первой ступенью медита-
ции (созерцания) является выполнение упражнений
(или действий), связанных с концентрацией внима-
ния на дыхании, движении, работе сердца, удержа-
ния равновесия, циркуляции энергии, каком-либо
предмете или его отдельном качестве. Уже на дан-
ной ступени адепт начинает "слышать" слабые сигна-
лы, исходящие из внешнего и внутреннего мира. Та-
ким образом, ключевым постулатом духовного вхожде-
ния стало успокоение духа и очищение сознания пу-
тем регуляции собственного дыхания.
Вторая ступень позволяет человеку обретать сос-
тояние "не-ум", благодаря чему он как бы раство-
ряет свое "Я" в природных стихиях. Утратив ощуще-
ние собственной личности, он воспринимает себя
частицей великого целого - всего Бытия. Его созна-
ние полностью освобождается от всякого беспокой-
ства, и он реализует принцип "единого тела", т. е.
начинает ощущать "голоса", идущие изнутри окружаю-
щих его существ: людей, животных, растений. Имен-
но поэтому мастер боевых искусств не просто чув-
ствует любое движение противника, но и заранее
предвосхищает все его замыслы. Ведь он связан с
ним этим "единым телом"!
Дыхательно-энергетические упражнения направле-
ны на овладение жизненной энергией "ци" и разви-
тие внутренней силы. Эта группа методов дает воз-
можность научиться проводить "ци" по трем середин-
ным и двенадцати парным каналам, накапливать ее в
особом центре, находящемся внутри живота. Умеющий
управлять "ци" может в нужный момент как бы выбра-
сывать ее в противника через ударную конечность,
или защищаться ею от его ударов. Работа с энер-
гией позволяет резко усиливать собственные боевые
возможности, повышает способность переносить лю-
бые экстремальные воздействия без ущерба для здо-
ровья, а также способствует достижению безмятеж-
ности духа.
Система воздействия на внутренние органы тела и
происходящие в нем физиологические процессы вклю-
чает в себя позы, близкие позам индийской йоги,
воздействие на биологически активные точки тела
приемами самомассажа, оригинальные дыхательные уп-
ражнения для глубинной вентиляции. В ней сочетают-
ся статические и динамические упражнения. Однако и
те и другие всего лишь оболочка, скрывающая глав-
ное - работу с энергией, концентрацию внимания,
самовнушение. Именно через "внутреннюю работу"
происходит изменение состояния психики, обретаю-
щее устойчивый характер. В буддийских терминах та-
кой переход называется "из сансары" (мира страда-
ний) "в нирвану" (мир вечного блаженства).
Учение "чань", вместе с его практическими мето-
дами, является квинтэссенцией восточных методов
обретения гармонии. А что такое гармония? Это со-
размерность и упорядоченность всех сторон бытия,
включая собственное тело и собственную психику,
это согласованность целней и средств, формы и со-
держания. Именно гармония противостоит хаосу в
природе, в человеческой душе и в обществе. Гармо-
нический человек - человек умиротворенный, абсо-
лютно лишенный страха, невозмутимый, радостнодуш-
ный. Это человек с "улыбкой Будды", мягкий, дос-
тупный, благожелательный, бескорыстный - и в то же
время несгибаемый, упорный и сильный. Это человек
бесконечно превосходящий своей телесной и духов-
ной мощью обыкновенных людей. Ведь его сердце от-
крыто Вечности, а тело наполнено энергией Космоса!
Чань-Буддизм
(часть 2)
ПРОЗРЕНИЕ ДОСТУПНО ВСЯКОМУ...
"Истина
скрыта вне письмен.
В знаках и словах
не передать Закон.
К сердцу обратись,
внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув,
Буддой стать!"
Бодхидхарма (VI в.)
Патриархи Чань упорно отрицали трудности на пу-
ти к прозрению, утверждая, что оно доступно всяко-
му, кто искренне верит в свою "природу Будды", до-
веряет естеству и следует его велениям. Человек,
который видит свою истинную природу, свободен все-
гда и везде, в любой ситуации. Он действует в со-
ответствии с ситуацией и отвечает в соответствии с
вопросом. Как и в даосизме, опыт которого во мно-
гом обогатил культуру Чань, целью всей чаньской
практики является пробуждение естественного начала
в человеке, снятие многочисленных психических сто-
поров, мобилизация возможностей человеческого моз-
га, резкое обострение всех пяти чувств, способст-
вующих улучшению таких психических процессов, как
память, образные представления, мышление.
Истина, согласно теории Чань, всегда вне слов,
ее невозможно передать в книге. "Знающий не гово-
рит, говорящий не знает", - сказано у Лао Цзы.
Поэтому наставник не читает проповедей ученикам, а
лишь стремится направить их собственный разум на
путь Очищения и Прозрения.
Осознав свое место в мире, постигнув единство
всего сущего, относительность добра и зла, человек
обретает душевное равновесие и покой, поколебать
который не в силах никакие бури и грозы. Считая,
что законы жизни постигнуты, просветленный адепт
Чань отказывается от мысли об изменении этих зако-
нов: его заботит лишь правильное следование есте-
ственному ходу вещей.
Когда ученик спросил чаньского наставника, в
чем смысл Дао (Пути), тот ответил:
- В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем,
когда устал, сплю.
- Но разве все делают не то же самое? - спросил
ученик.
- Нет, - ответил наставник, - большинство не
ощущают того, что они делают.
Итак, Чань призывает ощущать, переживать каждое
мгновение земного бытия, воспринимать все окружаю-
щее как проявление великого Дао.