«Будьте как полый бамбук» (Ошо)



Песня продолжается:
Ничего не совершай телом, но расслабься;
Сомкни уста и молчи;
Опустоши свой ум и ни о чем не думай.
Подобно полому бамбуку пусть отдыхает твое тело.
Ничего не давая и не принимая, успокой свои ум.
Махамудра подобно ум , который ни к чему не привязан
Упражняясь в этом, ты со временем достигнеш состояния Будды
БУДЬТЕ КАК ПОЛЫЙ БАМБУК
Прежде всего необходимо понять природу действия и его скрытые
мотивы, иначе невозможно расслабление. Даже если вы хотите рассла-
биться, вы не сможете, если вы не наблюдали и не осмысливали природу
вашей деятельности, потому что деятельность не такое простое явление.
Многие хотели бы расслабиться, но не могут.
Расслабление подобно цветению: его нельзя принудить. Следует
понять все явление — почему вы так деятельны, почему вы так деятельны,
почему вы ею так одержимы.
Запомните два слова: одно из них действие, другое — деятельность.
Действие не есть деятельность; деятельность не есть действие. Их
природа диаметрально противоположна. Действие происходит тогда,
когда этого требует ситуация — вы отвечаете на вызов. Деятельность
происходит тогда, когда ситуация не имеет значения. Это не ответ на
вызов; вы так неспокойны внутри, что ситуация — всего лишь предлог для
вашей активности.
Действие вытекает из спокойного ума — это самая прекрасная в мире
вещь. Деятельность происходит из беспокойного ума — она безобразна.
Действие всегда онтосительно. Деятельность безотносительна. Действие
моментально, спонтанно. Деятельность обременена прошлым. Она не
является ответом на настоящий момент, вы просто переливаете свое
беспокойство, которое вы постоянно носите с собой, в настоящий
момент. Действие созидает. Деятельность очень разрушительна - она
разрушает вас, она разрушает других.
Постарайтесь увидеть тонкое различие. Например», вы голодны и вы
едите - это деиствие. Но когда вы не голодны и есть совсем не хочется,
и вы все же продолжаете есть — это деятельность. Такое поглощение
пищи — насилие: вы уничтожаете пищу, вы зубами перемалываете пищу;
это дает небольшой выход вашему внутреннему беспокойству. Вы едите
не потому что голодны, вы просто едите из внутренней потребности
совершить насилие.
В мире животных насилие ассоциируется с пастью, лапами, когтями
и зубами. В мире животных — это два орудия насилия. Когда вы едите, то
используете оба: рукой вы берете пищу и ртом ее поглощаете - таким
образом насилие высвобождается. Но когда голод отсутствует, это уже не
действие, а болезнь. Деятельность - это наваждение. Конечно, нельзя
продолжать просто так есть, потому что вас разорвет. Поэтому люди и
изобрели приемы: они жуют жвачку, они курят сигареты — это просто
эрзац, в них нет никакого питания, но они хорошо срабатывают по
отношению к насилию.
Человек сидит и жует жвачку, что он делает? Он кого-то убивает. В
его душе неосознанно, возможно, существует идея убийства — а он жует
жвачку: очень невинное занятие; вы никому не причиняете вреда, но это
опасно для вас, потому что вы совершенно не осознаете того, что делаете.
Что делает курящий человек? Совершенно невинно он вдыхает и
выдыхает дым, своего рода вредная пранайама, своего рода трансценден-
тальная медитация. Он создаст мандалу. Он вдыхает дым и выдыхает его,
вдыхает и выдыхает - создается мандала, круг. Через курение он как бы
поет, ритмически поет. Оно успокаивает и несколько ослабляет внутрен-
нее беспокойство.
Когда вы говорите с другим человеком и он вдруг начинает искать
свои сигареты, то знайте — ему скучно и вам следует сейчас же уйти. Ему
бы хотелось выгнать вас, но этого нельзя сделать, потому что это было
бы невежливо. Вместо этого он ищет сигареты; этим он говорит:
«Заканчивай, я сыт но горло». В животном мире он бы набросился на вас,
но будучи воспитанным человеком, он не может этого сделать. Он
набрасывается на сигарету, он начинает курить, теперь ему нет дела до
вас, он погрузился в песнопение дыма. Это успокаивает.
Но эта деятельность говорит, что вы чем-то одержимы. Вы не можете
остаться самим собой, вы не можете быть безмолвным и бездеятельным.
Через деятельность вы выбрасываете свое безумие.
Действие прекрасно, действие приходит как спонтанный ответ;
жизни необходим ответ. Действовать приходится каждую минуту, но
действие проходит через настоящий момент. Вы голодны - и вы ищете
пищу! Когда вам хочется пить, вы идете к источнику. Если вам хочется
спать, вы засыпаете. Вы действуете, исходя из ситуации. Действие
спонтанно и абсолютно. Деятельность никогда не бывает спонтанной,
она приходит из прошлого. Возможно, -она накапливается в течение
многих лет и затем врывается в настоящее — но она не соотносится с
настоящим. Ум хитер, и он всегда найдет разумное объяснение для
деятельности. Ум всегда будет пытаться доказать, что это не деятель-
ность, но действие, что оно необходимо. Внезапно вы впадаете в гнев. Все
вокруг понимают, что в этом не было необходимости, что ситуация не
оправдывает его, он неуместен, — но только вы этого не видите. Все
вокруг недоумевают: «Что он делает? Почему он так рассержен?» Но вы
найдете этому разумное объяснение; вы докажете, что это было необхо-
димо. Эти разумные объяснения держат вас в неведении относительно
вашего безумия. Это то, что Гурджиев называл «буферами». Вы создаете
буфера разумных объяснений вокруг себя, и поэтому вы не осознаете,
какова ситуация на самом деле. Буфера используют в поездах; между
двумя вагонами устанавливают буфера, чтобы в случае внезапной оста-
новки пассажиры не испытали слишком сильной встряски — буфера
смягчают удар. Ваша деятельность постоянно неадекватна, но буфера
разумных объяснений не позволяют вам видеть ситуацию. Буфера
ослепляют вас — и деятельность продолжается. Если есть деятельность —
вы не можете расслабиться. Как вы можете расслабиться? Это уже
становится навязчивой потребностью, вам хочется что-то делать, неваж-
но что.
Везде есть глупцы, которые говорят: «Делайте что-нибудь, только не
бездельничайте». А безнадежные глупцы создали пословицу: «Праздный
ум - мастерская дьявола». Это не так. Праздный ум — это мастерская Бога.
Пустой ум — это самая прекрасная, самая чистая вещь на свете. Как может
пустой ум быть мастерской дьявола?
Дьявол не может войти в пустой ум, это невозможно. Дьявол может
войти только в ум, обуреваемый деятельностью, — тогда дьявол может
начать руководить вами, он покажет способы и методы, как быть более
активным. Дьявол никогда не скажет: «Расслабься!» Он говорит: «Почему
ты попусту теряешь время? Делай что-нибудь, о человек! Двигайся!
Жизнь проходит, делай что-нибудь!»', А все великие учителя, которые
пробудились к правде жизни, осознали, что пустой ум позволяет божес-
твенному войти в вас.
Дьяволом может быть использована деятельность, а не пустой ум. Как
воспользуется дьявол пустым умом? Он даже близко не подойдет, потому
что пустота просто убьет его. Но если вы исполнены глубокой потребнос-
ти быть активным, тогда дьявол будет руководить вами, тогда он поведет
вас — он будет единственным вашим поводырем.
Я хочу сказать вам, что эта поговорка совершенно ложна. Сам дьявол,
должно быть, нашептал ее.
Эту одержимость деятельностью нужно наблюдать. Вы должны на-
блюдать ее в своей собственной жизни, потому что, чтобы ни сказал я
или Тилопа, это даст очень мало до тех пор, пока вы не увидите это в себе:
что ваша деятельность неважна, она не нужна. Зачем вы делаете это?
Когда я путешествовал, я видел людей, постоянно делающих одно и
то же. В течение 24 часов я нахожусь в поезде с другим пассажиром. Он
вновь и вновь прочитывает одну и ту же газету, не находя чем заняться.
У заключенного в купе немного возможностей быть активным, поэтому
он снова и снова читает одну и ту же газету, а я наблюдаю. Что делает этот
человек.
Газета — это не Гита и не Библия. Гиту можно прочесть много раз,
потому что каждый раз она открывает вам новое значение. Но газета не
Гита; вы исчерпали ее, как только просмотрели! Ее не стоит читать даже
однажды, но люди продолжают снова и снова читать газеты. В чем задача?
Разве это нужно? Нет — они одержимы, они не могут молчать, быть
неактивными. Это невозможно для них, это похоже на смерть. Они
должны быть активными.
Много лет путешествий дали мне возможность наблюдать людей,
когда они не подозревали об этом, потому что иногда купе со мной
делил только один сосед, и он прилагал всевозможные усилия, чтобы
заставить меня говорить с ним. Я отвечал «да» или «нет», так что вскоре
он был вынужден оставить эту затею. Тогда я просто наблюдал —
прекрасный эксперимент, и совершенно бесплатно.
Я наблюдал за ним: он открывает свой чемодан — и я видел, что это
не для того, чтобы что-нибудь сделать, — глянет в него и закрывает. Потом
он открывает окно и снова закрывает его; потом опять возвращается к
газете, потом закуривает, потом опять открывает свой чемодан, перекла-
дывает в нем вещи, подходит к окну и открывает его, выглядывает. Что
он делает? И зачем? Что-то мечется в нем, лихорадочное состояние ума
не дает покоя. Ему необходимо что-то делать, иначе он пропадет. В жизни
он, должно быть, очень активный человек, теперь время расслабиться, но
он не может расслабиться, потому что преобладают старые привычки.
Говорят, что Аурангазеб, монгольский император, заключил на старости
лет своего отца в тюрьму. Отец Аурангазеба, Шах Джехан, построил Тадж
Махал. Аурангазеб сверг его и заточил в тюрьму. Говорят, и так написано
в автобиографии Аурангазеба, что через несколько дней Шах Джехан
перестал тяготиться своим заточением, потому что ему не было отказано
ни в какой роскоши. Его содержали во дворце, и он жил как и раньше;
это не было похоже на тюрьму; у него было абсолютно все, не хватало
только одного — деятельности, ему нечего было делать, и он сказал своему
сыну Аурангазебу: «Все прекрасно, ты меня обеспечил всем. Если
можешь, сделай еще только одно, и я буду благодарен тебе вечно. Пришли
мне тридцать мальчиков, я хочу их учить».
Аурангазеб не верил своим ушам: «Почему мой отец хочет обучать
этих тридцать мальчиков?» Никогда не проявлял никаких наклонностей,
чтобы быть учителем, никогда не интересовался никаким образованием.
Что случилось с ним? Но он исполнил это желание. Он послал отцу
тридцать мальчиков, и все было хорошо. Он снова стал императором над
тридцатью мальчиками. Зайдите в начальную школу, вы увидите, что
учитель почти император: он может приказать им сидеть, и они будут
сидеть, он может приказать им стоять, и они будут стоять. И в комнате
с тридцатью мальчиками он воссоздал всю ситуацию своего двора — из
старой привычки, из старой потребности приказывать людям.
Психологи подозревают, что учителя в действительности политики.
Конечно, недостаточно уверенные в себе, чтобы заниматься политикой,
и поэтому они идут в школу и там становится президентами и премьер-
министрами, императорами. Перед ними маленькие дети, и они прика-
зывают им и принуждают их.
Психологи подозревают также, что учителя имеют склонность к
садизму, к пытке. Для этого не найти лучшего места, чем начальная
школа. Вы можете пытать невинных детей — и пытать ради них же, для
их собственного блага. Пойдите посмотрите! Я был в начальной школе
и наблюдал за учителями. Психологи подозревают — а я уверен в том —
они мучители. Нельзя также найти более невинных жертв: совершенно
безоружные, они даже не могут сопротивляться; они так слабы и
беспомощны и учитель среди них как император. Аурангазеб пишет свою
автобиографию: «Мой отец просто из старой привычки все еще хочет
притворяться императором. Так пусть притворяется и делает из себя
глупца, в этом нет ничего плохого. Дайте ему тридцать мальчиков или три
сотни — сколько он захочет, пусть он устроит медресе — маленькую школу
- и будет счастлив».
Деятельность — это когда действие не соответствует действительнос-
ти, Взгляните в себя, и вы увидите - 90 процентов вашей энергии
растрачивается в деятельности. Из-за этого, когда приходит момент
действовать, у вас не хватает энергии.
Расслабленный человек — это просто неодержимый, и в нем накапли-
вается энергия. Он запасает энергию, он запасается автоматически.
Когда наступает время действовать, все его существо вовлекается в это
действие. Вот почему действие тотально. Деятельность всегда половин-
чата, потому что как можно обмануть себя полностью? Даже вы знаете,
что она бесполезна, даже вы понимаете, что совершаете ее под влиянием
каких-то лихорадочных побуждений, неясных даже вам самим.
Вы можете понять виды деятельности, но это не поможет, пока вы не
превратите виды деятельности в действие. Ко мне приходят и говорят: «Я
бы хотел бросить курить». Я отвечаю: «Зачем?» Это такая прекрасная
трансцендентальная медитация. Продолжайте. Если вы прекратите ку-
рить, вы начнете делать что-нибудь другое, потому что болезнь не
изменяется от изменения симптомов. Вы начнете жевать жвачку, вы
будете жевать жвачку; но есть и более опасные вещи. Эти занятия
невинные, потому что, когда вы жуете жвачку, вы делаете это сами, вы,
может быть, глупец, но вы не совершаете насилия, вы не приносите вреда
никому другому. Если вы перестанете жевать жвачку или курить, чем вы
займетесь тогда? Ваш рот нуждается в деятельности, он агрессивен — тоща
вы начнете говорить непрерывно — «бу-бу-бу», — а это еще более опасно!»
Однажды пришла ко мне жена муллы Насреддина. Она редко прихо-
дит ко мне, но, когда она приходит, я сразу понимаю, что случилось, что-
нибудь особенное. Я спросил ее: «Что случилось?» Ей понадобилось 30
минут и не одна тысяча слов, чтобы сообщить мне следующее: «Мулла
Насреддин разговаривает во сне, посоветуй что делать? Он слишком
много говорит, и невозможно спать с ним в одной комнате. Он кричит
и говорит всякие гадости». Я ответил: «Ничего не нужно делать. Просто
дай ему возможность говорить, когда вы оба не спите».
Люди все время говорят, они не дают возможности говорить другим.
Разговоры похожи на курение. Если вы разговариваете в течение 24 часов
в день... а это так: вы говорите, когда бодрствуете; вы устаете и засыпаете,
но разговор продолжается. Все 24 часа вы говорите, говорите и говорите.
Это похоже на курение, потому что это то же самое явление: рту
требуются движения. Вся деятельность начинается со рта; потому что это
была самая первая деятельность в вашей жизни.
Ребенок рождается и начинает сосать грудь матери; это первая и
основная деятельность. Курение похоже на сосание груди: вливается
теплое молоко; при курении вливается теплый дым; а сигарета между
губами ощущается как сосок груди матери. Если вам не разрешается
курить, вы будете жевать жвачку или что-нибудь еще, а потом вы начнете
говорить, а это более опасно, потому что вы выбрасываете ваш мусор на
умы других людей.
Можете ли вы молчать в течение долгого времени? Психологи
утверждают, что если вы промолчите три недели, вы будете говорить с
собой. Вы раздвоитесь: вы будете говорить, и вы также будете слушать.
А если вы промолчите в течение трех месяцев, вы созреете для сумасшед-
шего дома, тогда вас не будет волновать, есть ли кто радом или нет. Вы
будете только говорить, но вы будете и отвечать также — теперь вы не
зависите ни от кого. Вот что такое лунатик.
Лунатик — это человек, весь мир которого заключен в нем самом. Он
и оратор и слушатель, он актер и он же и зритель — он это все, весь его
мир заключен в нем самом. Он разделил себя на много частей, и все стало
фрагментарно. Вот почему люди боятся тишины — они знают, что они
могут сломаться. Если вы боитесь тишины, это значит, что у вас больной,
лихорадочный ум, который постоянно требует деятельности.
Деятельность — это ваш побег от самого себя. В действии вы есть, в
деятельности вы убегаете от себя — это наркотик. В деятельности вы
забываетесь, исчезают заботы, боль, волнение. Вот почему вам необхо-
димо все время быть активным, что-нибудь делать, а не пребывать в
состоянии, когда неделание расцветает в вас.
Действие — это хорошо. Деятельность — это плохо. Установите в себе
самом различие: что есть деятельность и что есть действие; это первый
шаг. Второй шаг заключается в том, чтобы все более вовлекаться в
действие, чтобы энергия направлялась в действие, и быть бдительным,
""когда появляется деятельность. Когда вы осознаете это, деятельность
прекращается, сохраняется энергия, которая становится действием.
Действие непосредственно. Оно не подготовлено заранее. Оно не дает
вам возможности сделать приготовления, прорепетировать. Действие
всегда ново и свежо, как утренняя роса. А человек действия всегда свеж
и молод. Тело может состариться, но свежесть остается. Тело может
умереть, но его молодость продолжается. Тело может исчезнуть, но он
остается — Потому что Бог любит свежесть. Бог в обновлении и свежести.
Все больше и больше избавляйтесь от деятельности. Но как можно
избавиться от нее? Само избавление от нее может стать наваждением. Это
происходит с монахами в монастырях: избавление от активности стало
для них навязчивой идеей. Они постоянно что-то делают, чтобы изба-
виться от нее: молятся, медитируют, занимаются йогой и всякими
другими вещами — но это тоже деятельность. Так нельзя избавиться от
нее; она возвратится к вам с черного хода.
Будьте настороже. Поймите разницу между деятельностью и действи-
ем. А когда деятельность охватывает вас, когда деятельность завладевает
вами, как призрак, а деятельность — это призрак, она приходит из
прошлого, она мертва, — когда деятельность охватывает вас, и вас
начинает лихорадить, тогда будьте более бдительны; это все, что вы
можете сделать. Остерегайтесь ее. Даже если вам приходится заниматься
ею, делайте это с полным осознанием. Курите, но курите очень медленно,
с полным осознанием, чтобы вы могли понимать, что вы делаете. Если
вы сможете наблюдать за курением, однажды сигарета выпадет из ваших
рук, потому что вам откроется вся нелепость курения. Это глупо, просто
глупо, нелепо! Когда вы это осознаете, курение просто отпадет. Вы не
можете бросить его, потому что отказ от курения это деятельность. Вот
почему я так говорю. Если вы бросите курение, вы начнете его опять
каким-нибудь другим способом, в какой-нибудь другой форме.
Позволяйте вещам отпадать, не бросайте их сами. Пусть деятельность
исчезнет, не прилагайте к этому усилия - потому что само усилие
уничтожить деятельность есть деятельность в другой форме. Наблюдайте,
осознавайте, будьте бдительны и вы придете к очень и очень удивитель-
ному явлению: когда нечто отпадет само по себе, по своей воле, оно не
оставит в вас следа. Если вы приложите усилие, тогда останется шрам.
Тогда вы всегда будете хвастаться, что после тридцати лет курения вы
бросили его. Это хвастовство подобно курению; говоря об этом, вы
делаете то же самое — вы не курите, но слишком много говорите о том,
что вы бросили курить. Ваши губы опять активны, ваш рот действует,
жестокость присутствует.
Если вы по-настоящему понимаете, вещи отпадают — и тогда вы не
можете приписать себе заслугу, что вы бросили. Оно само отпало! Вы не
бросили его. И этим вы не укрепили свес эго. И тогда стало возможным
все большее и большее количество действий. Когда у вас есть возмож-
ность действовать тотально, не упускайте ее, не раздумывайте —
действуйте.
Больше действуйте, и пусть деятельность отпадает сама собой. С вами
со временем произойдет трансформация. Для этого требуется время, оно
должно созреть, но некуда торопиться.
А теперь перейдем к сутре:
Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь;
Твердо сомкните уста и пребывайте в молчании;
Опорожните ум и ни о чем не думайте.
Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь.
Теперь вы можете понять, что такое расслабление. Это отсутствие.,
стремления к деятельности. Расслабление — это не значит лежать трупом;
и вы не можете лежать как труп, вы можете только притворяться. Как
можете вы лежать трупом? Вы живы; вы только притворяетесь. Расслаб-
ление приходит, когда в вас отсутствует жажда деятельности; энергия не
расходуется, никуда не движется. Если возникает ситуация, вы будете
действовать, только и всего, но вы не будете искать оправдания действию.
Вы в согласии с самим собой. Расслабление — это быть у себя дома.
Несколько лет назад я прочел книгу. Она называлась «Вы должны
расслабиться». Это совершенная нелепость, потому что «должны» про-
тиворечит расслаблению, — но такие книги могут продаваться только в
Америке. «Должны» означает деятельность, это навязчивая идея. В
жизни существует действие, а не «должны», иначе «должны» приведут к
безумию. Вы «должны» расслабиться, здесь расслабление превращается
в одержимость. Вам нужно принять одну позу, другую, лечь и предложить
своему телу расслабиться от пальцев ног до головы.
Почему «должны»? Расслабление приходит только тогда, когда из
вашей жизни исчезают «должны». Расслабляется не только ваше тело, не
только ваш ум, но все ваше существо.
Вы слишком деятельны, усталы, высушены, разочарованы, замороже-
ны. Жизненная энергия не движется. В вас существуют одни только
преграды. И что бы вы ни делали, вы делаете это в состоянии безумия.
Естественно, возникает необходимость расслабиться. Вот почему так
много книг выходит каждый месяц по расслаблению. Но я не встречал
ни одного человека, который, читая эти книги, расслабился бы — он все
больше торопится, потому что вся жизнь его остается без изменений, у
него навязчивая идея - быть деятельным, болезнь остается, а он притво-
ряется, что он расслабляется, и ложится. В нем бурлит вулкан, готовый
взорваться, а он расслабляется, следуя инструкциям из книг «Как
расслабляться».
Нет книги, которая может помочь вам расслабиться — пока вы не
поймете ваше внутреннее существо, и тогда расслабление не является
чем-то обязательным. Расслабление — это отсутствие, отсутствие деятель-
ности, но не действия. Поэтому нет необходимости отправляться в
Гималаи. Кое-кто делал это: чтобы расслабиться, они отправлялись в
Гималаи. Но разве есть необходимость отправляться в Гималаи? От
действии не нужно избавляться, потому что, если вы оставите действии,
вы оставите жизнь. Тогда вы будете мертвы, а не расслаблены. Они
бежали от жизни, от действия.
Необходимо понять очень тонкое различие: должна исчезнуть дея-
тельность, но не действие, — но легче избавиться от обоих. Легко оставить
деятельность и действие и бежать в Гималаи. Можно также сделать
следующее: продолжать деятельность и заставлять себя каждый вечер
расслабляться на несколько минут, или каждое утро. Вы не понимаете
сложности человеческого ума и его механизма. Расслабление — это
состояние. Силой вы ничего не добьетесь. Вы просто отбрасываете
отрицательное, все, что мешает, - и оно приходит, рождается само.
Что вы делаете, когда засыпаете вечером? Разве вы что-нибудь
делаете? Если да, то у вас будет бессонница. Что вы делаете? Вы просто
ложитесь и засыпаете. В этом нет делания. Если вы что-нибудь делаете,
то вы не сможете заснуть.
В действительности чтобы заснуть, нужно всего лишь, чтобы в вашем
уме прервалась цепочка деятельности всего дня. Только и всего! Когда в
уме нет деятельности, ум расслабляется и засыпает. Если вы что-нибудь
делаете, чтобы заснуть, то у вас ничего не получится, сон не придет. Не
нужно ничего делать.
Тилопа говорит: Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь.
Ничего не делайте! Не нужны йогические позы, ни сгибания, ни
разгибания тела. «Ничего не совершайте!» — нужно отсутствие деятель-
ности. А как оно придет? Оно придет через понимание. Понимание это
единственная дисциплина. Поймите свою деятельность, и внезапно,
посреди деятельности, если' вы" осознаете, она прекратится. И это
прекращение есть то самое, что Тилопа имеет в виду, говоря: Ничего не
совершай телом, но расслабься.
Что такое расслабление? Это такое состояние, когда ваша энергия
никуда не движется, ни в будущее, ни в прошлое — она просто здесь с
вами. Вы погружаетесь в безмолвную теплоту вашей собственной энер-
гии. Этот момент — это все! Нет других моментов. Время останавливается,
и это расслабление. Если присутствует время, нет расслабления. Просто
останавливаются часы, нет времени. В этом моменте — все. Вам ничего
больше не нужно, вы просто наслаждаетесь. Можно наслаждаться
обычными вещами, потому что они красивы. Но по сути нет ничего
обычного — если существует Бог, то все необычно.
Ко мне приходят и спрашивают: «Верите ли вы в Бога?»
Я отвечаю: «Да, потому что все так чудесно, как это может быть без
глубокого сознания в нем? Такие незначительные вещи... Бродить по
лужайке, когда роса еще не испарилась, И просто ощущать себя пол-
ностью там — прикосновение лужайки, прохлада росы, утренний ветерок,
восходящее солнце. Что вам еще нужно для счастья, что сверх этого
может сделать вас счастливым? Ночью вы лежите в прохладной постели,
ощущая плотность ткани; вы чувствуете, как постель становится все
теплее и теплее, и вы скрываетесь в темноте и безмолвии ночи. С
закрытыми глазами вы ощущаете самого себя. Что вам еще надо? И этого
уже слишком много — в вас возникает глубокая благодарность: это и есть
расслабление. Расслабление означает, что того, что есть в данный
момент, более чем достаточно, более чем можно ожидать. Вам ничего не
надо, у вас всего более чем достаточно больше чем вы могли бы пожелать
— тогда энергия никуда не движется. Она становится безмятежным
резервуаром. Вы растворяетесь. Это мгновение расслабления. Расслабле-
ние не принадлежит ни телу, ни уму. Расслабление от всеобщего. Вот
почему будды повторяли: «Станьте нежелающими», — потому что они
знали, если есть желание - невозможно расслабиться. Они повторяют:
«Похороните прошлое», — потому что, если вас слишком заботит про-
шлое, вы не можете расслабиться. Они говорят: «Наслаждайтесь насто-
ящим моментом».
Иисус говорил: «Посмотрите на лилии — они не трудятся, но они
более прекрасны, чем царь Соломон. Они благоуханнее царя Соломона.
Подумайте о лилиях!»
Что он этим говорит? Он говорит: «Расслабьтесь! Нет необходимости
работать. Обо всем уже позаботились». Иисус говорит: «Если Он обере-
гает птиц в воздухе, диких зверей, деревья и растения, почему же ты
беспокоишься? Разве он не побеспокоится о тебе?»
Это и есть расслабление. Почему вы так волнуетесь о будущем?
Подумайте о лилиях. Посмотрите на лилии и станьте каклилии — и затем
расслабтесь. Расслабление — это не поза: это тотальная трансформация
вашей энергии. Энергия имеет два измерения. Одно из них мотивирова-
но, устремлено куда-то и имеет цель; настоящий момент является только
средством, а цель должна быть достигнута где-то в другом месте. Это
измерение активности, целенаправленности — все является средством;
что-то нужно сделать, чтобы достигнуть цели, и тогда вы сможете
расслабиться. Но для этого типа энергии цель никогда не бывает
достигнута, потому что этот тип энергии все время преобразует настоя-
щий момент для чего-то другого в будущем. Цель всегда остается на
горизонте, вы бежите, но расстояние не уменьшается.
Нет, есть другое измерение тип энергии: немотивированное праздно-
вание. Цель здесь и сейчас. Цель не где-то в другом месте. По существу,
вы сами есть цель. По существу, нет никакого другого исполнения, кроме
этого момента — посмотрите налилии. Когда вы являетесь целью, и, когда
цель не в будущем, когда ничего не нужно достигать, когда вы просто
празднуете, тогда вы всего достигли, оно здесь. Это и есть расслабление,
немотивированная энергия.
Для меня существует два типа людей: одни из них целеустремленные,
а другие празднующие. Целеустремленные — безумцы, они постепенно
сходят с ума, они сами создают свое безумие, а тогда безумие набирает
скорость: постепенно они погружаются все глубже в него, и тогда они
полностью потеряны. Другой тип людей - нецелеустремленные, они
ничего не ищут, они празднуют.
И этому я вас учу. Празднуйте! Так уже-много всего: цветут цветы,
поют птицы, солнце сияет на небе — празднуйте это! Вы дышите, вы
живы, вы обладаете сознанием — празднуйте это! Тогда внезапно вы
расслабитесь, исчезнет напряжение, исчезнет боль, исчезнет страдание.
Та энергия, которая становится страданием, станет благодарностью;
ваше сердце забьется с глубокой благодарностью — это и есть молитва.
Молитва — это всего лишь благодарность сердца.
Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь.
Для этого ничего не нужно делать. Просто поймите движение энер-
гии, немотивированное движение энергии. Она течет, но не к цели, она
движется, потому что переполняется сама собой.
Ребенок танцует, прыгает и бегает, а вы его спрашиваете: «Куда ты
бежишь?» Но он никуда не бежит, наш вопрос кажется ему глупым. Дети
всегда считают взрослых глупцами. Какой нелепый вопрос: «Куда ты
идешь?» Разве есть необходимость куда-то идти? Ребенок не может
ответить на этот вопрос, потому что он неуместен. Он никуда не идет. Он
просто пожмет плечами и ответит: «Никуда». Тогда целенаправленный
ум вопрошает: «Зачем же ты бежишь?» Потому что для вас деятельность
только тогда важна, когда она ведет куда-то.
Я же вам говорю, что идти некуда. Здесь есть все. все существование
достигает своей вершины в это мгновение, Оно сливается с этим
мгновением. Все существование наполняет это мгновение; все, что есть,
наполняет это мгновение — оно здесь сейчас. Ребенок просто наслажда-
ется энергией, он переполнен. Он бежит не потому, что ему нужно куда-
то добраться, а потому что он переполнен, и он не может не бежать.
Действуйте немотивированно, как если бы вас переполняла энергия.
Делитесь, но не торгуйте, не заключайте сделок. Давайте, потому что
имеете; не давайте, чтобы забрать — потому что тогда вы буцете несчастны.
Все торговцы идут в ад. Если вы хотите встретиться со всеми известными
торговцами и маклерами, отправляйтесь в ад. Вы их там найдете. Рай не
для торговцев, рай для празднующих.
В течение веков христианские теологи вопрошают: «Что делают
ангелы в раю?» Этот вопрос уместен для людей, которые ориентируются
на цель. Они там ничего не делают, там нечего делать.
Кто-то спросил мастера Экхарма «Что делают ангелы в раю?» Он
ответил: «Что же вы за дурак такой! Рай — это место, где совершается
праздник. Они ничего не делают, они просто празднуют — великолепие,
поэзию, цветение, они поют и танцуют, они празднуют». Но я не думаю,
чтобы этот человек был удовлетворен ответом мастера Экхарма. Потому
что для нас деятельность имеет смысл только тогда, когда она куда нибудь
ведет, если есть цель.
Помните, что деятельность всегда целенаправленна, а действие — нет.
Действие — это переполнение энергией; действие сиюминутно, это ответ
неподготовленный и неотрепетированный. Бытие предстает перед вами,
и ответ приходит сам. Птицы поют, и вы тоже начинаете петь — это не
деятельность. Это случается внезапно. Вы вдруг обнаруживаете, что вы
начали напевать - это есть действие.
И, если вы стали все более и более вовлекаться в действие, и все менее
и менее заниматься деятельностью, ваша жизнь изменится и станет
глубочайшим расслаблением. Тогда вы будете «делать», но оставаться
расслабленным. Будда никогда не устает. Почему? Потому что он не
делатель. Он дает все, что у него есть, он переполнен.
Ничего не совершайте телом, но расслабьтесь,
Сомкните уста и пребывайте в молчании.
Рот действительно очень важен, потому что именно с него началась
первая деятельность; ваши губы начали ее. Область вокруг рта является
началом всей деятельности: вы вдохнули, вы вскрикнули, начали искать
материнскую грудь, и ваш рот всегда остается в состоянии бешеной
деятельности. Вот почему Тилопа предлагает: «Поймите, деятельность,
поймите, действие, расслабьтесь и... крепко сомкните уста».
Когда вы садитесь медитировать, когда вы хотите промолчать, первое,
что необходимо сделать, это полностью закрыть рот. Если вы полностью
закроете рот, язык коснется неба, губы будут сжаты. Полностью закройте
рот — но вы сможете сделать это только в том случае, если вы следуете
тому, что я вам до сих пор говорил.
Вы можете это сделать! Чтобы закрыть рот, не требуется большою
усилия. Вы можете сидеть как статуя, закрыв рот, но это не прекратит
деятельности. Глубоко внутри вас вы будете продолжать думать, а если
вы думаете, вы сможете ощущать вибрацию губ. Возможно, другие не
увидят этого, потому что движения очень незаметные, но если вы
думаете, ваши губы чуть дрожат, совсем незаметно.
Когда вы действительно расслабитесь, это дрожание прекратится. Вы
не говорите, внутри вас не происходит никакой деятельности. Сомкните
уста и пребывайте в молчании и потом не думайте.
Что же вы будете делать? Мысли приходят и уходят. Пусть они
приходят и уходят, это не так важно. Вы не вовлекаетесь в них; вы
остаетесь обособленным, беспристрастным. Вы просто наблюдаете, как
они приходят и уходят. Они вас не касаются. Закроите рот и молчите. И
постепенно мысли автоматически прекратятся — чтобы им быть, им
нужна ваша поддержка. Если вы будете сотрудничать с ними, они
останутся; если вы будете противится им, они тоже останутся — потому
что и то и другое благоприятствует им: одно — за, другое — против, но оба
являются деятельностью. Просто наблюдайте.
~~- Очень помогает, когда закрываешь рот. Вначале я предлагаю вам
зевнуть: откройте рот как можно шире, напрягите его, зевните так, что
станет больно, сделайте два или три раза. Это поможет вам держать рот
закрытым в течение более долгого времени. А затем в течение двух или
трех минут громко говорите всякую чепуху. Все, что приходит на ум,
говорите громко и с удовольствием. А затем закройте рот.
Всегда легча двигаться от противоложного. Если вы хотите
расслабить руку, лучше сначала напрячь ее как можно сильнее; сожмите
кулак, напрягите его, а затем расслабьте - этим вы достигнете более
глубокой релаксации нервной системы. Делайте гримасы, корчите рожи,
зевайте, в течение двух-трех минут говорите чепуху, а затем закройте рот,
и это напряжение даст вам возможность лучше расслабить губы и рот.
Закройте рот и будьте наблюдателем. Вскоре на вас снизойдет тишина.
Есть два типа молчания. Одно — это молчание, к которому вы себя
принудили. Это не очень приятная вещь, это насилие; это подобно
насилию над умом, оно агрессивно.
Есть другой род молчания, которое опускается на вас, как ночь. Оно
приходит и охватывает вас. Вы просто создаете возможность для него, и
оно приходит. Закройте рот и наблюдайте, не заставляйте себя начать. Вы
можете заставить себя молчать несколько секунд, но это не представляет
никакой ценности, внутри вы продолжаете бурлить. Не старайтесь
молчать. Просто создайте ситуацию, почву, посадите семя и ждите.
Опустошите ум и ни о чем не думайте.
Что же делать, чтобы опустошить ум? Мысли приходят — вы наблю-
даете. Но наблюдать нужно с осторожностью: наблюдение должно быть
пассивным, не активным. Это очень тонкий процесс, и нужно его очень
"хорошо понимать, иначе можно что-то пропустить. А если вы пропустите
хоть малейший момент, то изменится качество всей вещи. Наблюдайте,
наблюдайте, пассивно, не активно.
В чем здесь различие? Вы ждете свою девушку или своего возлюблен-
ного — это активное наблюдение; кто-нибудь проходит мимо двери, вы
бежите посмотреть, не пришла ли она; зашелестели листья на ветру, а вам
кажется, что она пришла. Вы все время вздрагиваете, ваш ум активен и
жаждет. Подобное наблюдение вам не поможет. Если вы слишком
активны и жаждете, вы не достигнете молчания Тилопы или моего
молчания. Будьте пассивны, как если бы вы сидели у реки и смотрели,
как она течет. Нет нетерпения, срочности, необходимости. Никто не
принуждает вас. Даже если вы что-нибудь пропустите, ничего, по
существу, не будет пропущено. Вы просто наблюдаете, смотрите. Даже
слово «наблюдаете» не подходит, потому что слово «наблюдаете» создает
ощущение активности. Вы просто смотрите, вам нечего делать. Вы
просто сидите на берегу реки, смотрите, и река течет. Или вы смотрите
на небо, проплывают облака, а вы пассивно смотрите.
Очень важно понять пассивность, потому что ваша одержимость
деятельностью может превратиться в нетерпение, активное ожидание,
тогда вы все неправильно поняли; тогда деятельность вернулась через
черный ход. Будьте пассивным наблюдателем. Опустошите ум и ни о чем
не думайте.
Эта. пассивность автоматически опустошит ваш ум, всплески актив-
ности энергии ума постепенно утихнут, и вся поверхность вашего
сознания станет молчаливым зеркалом, без волн и всплесков.
Подобно полому бамбуку пусть отдыхает ваше тело.
Это один из особых методов Тилопы; каждый учитель имеет свой
метод, при помощи которого он достиг, и которым он бы хотел помочь
другим. Это особенность Тилопы: подобно полому бамбуку пусть отды-
хает ваше тело.
Бамбук абсолютно пуст внутри. Когда вы отдыхаете, почувствуйте,
что вы подобны бамбуку; абсолютно пусты внутри. И так оно и есть на
самом деле: ваше тело похоже на бамбук, и внутри оно пусто. Кожа,
кости, кровь - все это части бамбука, а внутри — пространство, пустота.
Когда вы сидите пассивно, ваш рот молчит, язык касается неба и тоже
молчит, а не дрожит от мысли, ум пассивно наблюдает, ничего не ожидая,
- почувствуйте себя полым бамбуком, и внезапно бесконечная энергия
начнет изливаться в вас, вы наполнитесь неизведанным, таинственным,
божественным. Полый бамбук становится флейтой, и божественное
начинает играть на нем.
Как только вы опустошаетесь, ничто не мешает божественному
войти в вас. Попробуйте это; это одна из самых прекрасных медитаций,
размышление о том, что вы становитесь полым бамбуком. Ничего другого
не надо делать. Просто станьте таким - и все остальное случится.
Внезапно вы почувствуете, как что-то спускается в вашу пустоту. Вы
подобны чреву, в которое входит новая жизнь, в которое падает семя. И
приходит момент, когда бамбук совершенно исчезает.
Подобно полому бамбуку пусть отдыхает ваше тело.
Отдыхайте — не желайте духовных вещей, не желайте рая, не желайте
даже Бога. Бога нельзя желать — тогда вы бесстрастны. Он сам приходит'
к вам. Нельзя желать освобождения, потому что желания — это путы.
Когда вы бесстрастны, вы освобождены. Нельзя желать состояния Будды,
потому что желание является препятствием. Когда нет барьера, внезапно
Будда раскрывается в вас. Семя уже находится в вас. Когда вы пусты,
когда есть пространство, тогда семя прорастает.
Подобно полому бамбуку пусть отдыхает ваше тело.
Ничего не давая, ничего не принимая, успокой свой ум.
Нечего давать, нечего получать. Все прекрасно как оно есть. Нет
необходимости давать и брать. Вы уже совершенны такой, какой вы есть.
Это учение Востока часто неправильно понималось да Западе, потому
что вызывало недоумение: «Что это за учение? Тогда люди не будут
прилагать усилий» они не будут стараться идти дальше, они не будут
пытаться изменить свой характер, переделать свои дурные привычки в
хорошие. Тогда они могут стать жертвами дьявола». На Западе лозунгом
является «Улучши себя»; в плане этого мира или того мира, — но улучшай
себя. Как улучшать? Как стать лучше и значительнее?
На Востоке мы понимаем это глубже; мы понимаем, что само это
усилие становится преградой — потому что в вас уже заключено ваше
существо. Вам незачем чем-то становиться — просто поймите, кто вы,
только и всего. Просто поймите, кто заключен в вас. Улучшая что бы то
ни было, вы будете пребывать в постоянном беспокойстве и страдании,
потому что само усилие улучшать ведет вас неверным путем, оно делает
будущее значимым, идеи и цель приобретают значение, и тогда ум
охватывает желание.
Желая, вы теряете. Пусть успокоится желание, станьте безмятежным
резервуаром нежелания — и внезапно вы удивлены, неожиданно все
свершилось. И тогда вы будете смеяться до колик, как смеялся Бодхид-
харма. Последователи Бодхидхармы утверждают, что, когда вы после
этого замолчите, вы услышите его хохот. Он все еще хохочет Он не
перестал смеяться с тех пор. Он смеется: «Что за шутка-»» Вы уже
являетесь тем, чем пытаетесь стать! Как можно преуспеть, если вы уже
это, а вы пытаетесь стать этим? Вы обречены на провал. Как можно
стать тем, чем вы уже являетесь? Вот почему Бодхидхарма смеялся.
Бодхидхарма был современником Тилопы. Они, возможно знали
друг друга - возможно не физически, но они должны были знать друг
друга, потому что они имели одно качество бытия.
Ничего не давайте и не принимайте, успокойте свой ум.
^Махамудра подобна уму, который ни к чему не привязан.
Вы достигли, если ни к чему не привязаны, ничто в ваших руках - и
вы достигли.
Махамудра подобна уму, который ни к чему не привязан.
Упражняясь в этом, со временем вы достигнете состояния Будды.
В чем же тогда упражняться? Быть все более и более расслабленным
быть все более и более здесь и сейчас. Больше отдаваться действию и
меньше активности - быть полым, пустым, пассивным. Все более быть
наблюдателем - безразличным, ничего не ожидающим, ничего не
желающим, быть счастливым, таким какой вы есть. Празднуйте. И тогда
в любое мгновение, в любое мгновение, когда вещи созрели, настает
время - и вы расцветаете в Будду.