«Дерево жизни» (Золотов Борис)
орис Золотов
"Дерево жизни"
(Лекция, январь 1993 г.,
г. Старый Оскол)
Человек не понимает для чего живет. Он не задает себе вопрос: "Зачем Я пришел в этот мир?" А с этого начинается духовная жизнь человека. Человек ставит перед собой этот вопрос и пытается найти на него ответ.
Для чего ты пришел в этот мир? Для чего другой мир пришел к тебе? Для чего ты пришел в другой мир? Но это уже более сложные вопросы.
Человек - это "чело" и "век". Надо сто лет думать и все-таки додуматься до понимания ответа на вопрос "куда идешь"? Тогда можно и дальше пройти. Тогда ты преодолеешь определенную границу не как конец пути, а как изменение своего качественного состояния в этом мире, мире понимания и получаешь способность пройти дальше. Открывание этих ворот, которые могут быть открыты и самим человеком, и не им самим - одна из задач, давно для нас хорошо поставленная в сказке "Золотой ключик". Там хорошо все описано, понятно и подробно, а мы на это внимание не обращаем. Там обрисована технология развития.
Какая технология? Вначале трудолюбивый папа Карло берет полено и вытачивает из него некоего человека, который отличается от других, имея свое характерное "Я" (черту отличия в области любознательности, любопытства - нос; отсюда - совать свой нос куда не надо).
Буратино - человек любопытный, неординарный, не серенький, которому "не все равно", у него нет равнодушия. Он не равнодушен, у него не равная душа: в какую-то сторону душа более измеримая, значит она более туда продвинулась. Эти качества позволяют ему сделать вывод - папа Карло заслуживает к себе доброго отношения больше как папа, чем заслуживает букварь. Букварь можно продать, чтобы купить папе куртку за несколько золотых.
Почему? Потому что Буратино как неординарный человек понимает, что время, когда развитие шло базами знаний или накоплением информации, уже кончилось.
Во всем мире каждый день выходит по твоей специальности столько информации, что до конца дней своих не успеть прочитать. Имеется в виду до конца дней физического тела.
Получается, что постоянно в мире выходит все больше информации, а ты все равно идешь по прямой. Если ты будешь таким образом пытаться успевать за миром, то не успеешь никогда: ты каждый день становишься более некомпетентным.
Значит, надо поменять технологию развития от базы информации, базы знаний, к базам каким-то другим, которые дадут возможность самостоятельно очень быстро и очень точно получать те знания, которые необходимы, ту информацию, которая необходима, не мешая остальному миру.
Тогда получается, ты можешь безо всякого обучения в каких-то университетах самостоятельно освоить иностранный язык за несколько минут. Надо поговорить с иностранцем - ты раз - за несколько минут научился говорить, понимать и думать на его языке и понял, что ему надо, он понял, что тебе надо, вы пошли вместе или разошлись. Не надо знание этого языка - ты его "выбросил"; потребовались другие знания в новой ситуации - ты их приобрел; не надо - "выбросил". Не тащишь с собой рюкзак ненужных знаний. В детском саду, в школе, в институте, сколько вам знаний "впихивали"? Синус и косинус - где в жизни нам это применять?
Получается, что в реальности (а мы живем реально - у нас же мир должен быть, а не миф) нужны определенные знания. Эти определенные знания нужны только нам в определенной ситуации, только нам, а другим не надо. Значит, надо научиться их получать в той мере, которая необходима для принятия решения.
Когда человек берет на себя право решать, он берет на себя и ответственность за решение, т. е. у него уже есть два пути. Он мог бы и не решать. А когда он взял на себя право решать, получается раздвоение: или по одному пути пойдет, или по другому, но он не останется уже в точке.
Наше развитие состоит из доверия мира к нам. Какой-то маленький сперматозоид пробежал во главе 10 млн. и пришел первым к финишу - получились ВЫ. А вот 9 999 999 человек не получились и не родились. Невероятное событие, что ВЫ выиграли - ВАМ оказано совершенно колоссальное доверие со стороны мира, что ВЫ появились на свет Божий.
Что дальше происходит? Вам опять доверяют: мама дает свои жизненные соки, структуры, силы, и вы из нее появляетесь на свет Божий. Мама вам доверила, она не знает, какой вы будете, что вы отдадите, отдадите ли вообще, вспомните ли свою мать. Нет, она доверяет безответно, пока вы зреете внутри. Потом вы появляетесь на свет Божий - у вас мир весь вверх ногами. Младенец видит вверх ногами, у него вообще другой мир по отношению к взрослому человеку, он с миром как-то по-другому общается. Он слов не знает, ему еще никто ничего не объяснял, в угол не ставил за то, что он что-то не выучил...
Что потом получается? Сначала ребенок к миру относится на принципе веры, он сам ничего не знает, ему говорят - он верит. Он же не может проверить это, он маленький. Сначала был фундамент - доверие. Оно было до веры - появились вы. Вам доверили - вот она, фундаментальная почва.
Дальше - зона Веры. Кто-то знает, кто-то умеет, вы идете за ним, вы не проверяете ничего. Вера не требует доказательств. Или веришь, или не веришь. Зона Веры - это религия, или религиозные отношения.
Следующая зона - зона Надежды. Я верю, что жизнь будет хорошая, и я надеюсь, что она будет хорошая у меня, и для этого я должен что-то сделать. От того, что я понял правильно или неправильно, я могу перейти как бы в плюс или в минус: надежды оправдались или надежды не оправдались. Это зона Надежды или зона науки. Здесь я себе доказываю, что один путь верный, а другой неверный. Я сам в этой зоне определяю условия, при которых надо идти, как ограничение пути, как траекторию пути. И тогда получается, что в науке неважно, какой результат исследования получился - отрицательный или положительный - оба одинаково значимы. Почему? Если ты пришел не туда, то ты все равно знаешь правильный путь. Если ты пришел туда -ты знаешь правильный путь. Это зона, где ты сам учишься доказывать: что верно, что неверно, что хорошо, что плохо.
Значит, это зона, где появляется "хорошо" и "плохо". Ты созрел до способности самому определять хорошо и плохо, хотя в зоне Веры у тебя не было таких способностей. В зоне Веры тебе сказали: это - хорошо, это постулат, написано правило поведения, заповеди. Первая заповедь - не делай, вторая заповедь - не делай, третья - не делай, жесткое ограничение на то, что делать нельзя, а остальное все можно делать. Это правило для неразумного, у которого нет еще разума, он не может сам себе доказать это точно, он может еще ошибиться, а в этих правилах ошибаться нельзя.
Все бы хорошо, да у нас народ больно хитрый. В заповеди, которые написаны, он берет и вносит искажения. И трактует не так. Почему? Потому что, если заповедь - это отношение человека к Богу, в определенном смысле отношение человека к человеку (потому что Бог в каждом из нас). Как же тогда богослужителю добиться определенного отношения к себе, если не исказить одну из заповедей? К нему тогда не будут относиться как к Богу, он как бы равный, а ему хочется быть повыше, ему хочется власти. Он тогда искажает одну из заповедей и благодаря этому приобретает влияние на любого человека как способность им управлять. Хитро сделано. Об этом нам "рассказал" наш великий святой Сергий Радонежский, 600 лет со дня перехода которого отмечал весь цивилизованный мир. Сам "рассказал" в контактном режиме. Он рассказал какую заповедь исказали, как она звучит в первоисточнике, на латыни, почему это сделали, почему все равно церковники не исправят это толкование. Об этом он написал в своих трудах, сказал: они спрятаны, и их можно выкопать.
Сергий Радонежский "вышел на контактные отношения" с нашим экспертом, когда мы были дома у директора института восточного Христианства Сергея Ершова, который занимается церковной наукой. Он ищет вещественные, фактические доказательства правоты и существования Священного Писания. Это его научная церковная археология. Он - связующее звено между мирским и церковным. Он бывший ученый, секретарь Митрополита Всея Руси, очень образованный человек.
Какая зона идет за зоной науки или зоной Надежды? Любовь, (рис. 1). В зоне Веры мы шли по узкой канавке, в зоне Надежды мы можем ходить по другой канавке, в одну сторону, в другую, здесь нет результата, а в зоне Любви мы можем ходить везде. И получается, что наше развитие идет лавинообразно. Наши возможности и способности растут безгранично. В зоне Любви наши способности безграничны, в Надежде ограничены, в Вере - жестко ограничены.
Чтобы нам пройти нормально, нормально развиваться как дереву, у которого есть корни, ствол, ветки, есть веточки с листочками, которые преобразуют энергию напрямую и дают возможность выживать - мы должны пройти определенную школу. Она базируется на понимании того, из чего мы, собственно говоря, состоим.
У нас есть физическое тело. Тело должно пройти свою школу как структура, как фундамент. Если в нем что-то не так работает, дальше развития не будет. Тело не будет верить нам, мы не будем верить ему. Следующая вера - способность к чувствованию самого себя. Нужно научиться владеть самим собой, научиться двигаться, научиться понимать, что такое голова, позвоночник, в каком состоянии все надо поддерживать, как поддерживать. И должны понять, что такое физическое совершенствование (это совершать что-то в своем теле, чтобы что-то потом не отвалилось).
Дальше, параллельно Школе Тела - Школа Науки. Мы должны научиться рассуждать, научиться доказывать, научиться ставить задачи, научиться решать задачи, выделять проблемы, вопросы. Мы должны научиться думать по-научному - это Школа Разума. Раз-Ум - хотя бы раз, но ум мы должны предъявить. Значит, до того, чтобы что-либо сделать, надо имитировать в уме, некий путь, не проходя его, на легкой имитационной модели, создать некий мир, который прослужит несколько секунд, минут, часов, а потом распадется, не будет никому мешать. В нем мы как бы проживем свою жизнь, потом вернемся назад. Если там все получилось, мы по этой дороге пойдем реальной жизнью - это будет зона Разума.
Ум - это универсальное моделирование. Хотя бы раз, но ум мы должны предъявить, тогда развитие разума будет:
И если мы будем заниматься развитием ума, витие - это направо, потом налево. Витиеватость - это и есть размышление. Мы должны научиться формировать размышление - значит, научиться рожать мысль. Мысль рождается в голове. Если она родилась как нормальный ребенок, т. е. она оплодотворена, в ней есть некая идея, которая получилась от реального существования в мире объектов, отношений, законов - то она получится крепеньким ребенком. Она в голове родится, выйдет наружу, будет витать в воздухе, может попасть в голову другому человеку - это так и происходит. Подготовленные эксперты видят, как мысль рождается, какой она формы, какого цвета, как она себя ведет, какая мысль недоразвитая, как она расплылась, растуманилась, какая четкая афоризматическая мысль, очень точная. Нам нужно научиться такие мысли - спирали рождать. Надо научиться мыслить -это Школа Разума, школа головы.
Следующая школа - школа Сердца. В любви и тело нужно, и голова, и сердце. Школа Сердца - это школа чувств. Нам надо научиться тем чувствам, о которых мы считаем, что ими владеем, что они у нас есть. Они у нас в таком хилом, недоразвитом состоянии, что мы владеем информационными чувствами, т. е. теми с помощью которых мы видим, слышим. Ничего подобного, никто из нас качествами, которые могут дать эти информационные системы, и близко, не владеет, в той полноте, в какой это надо для того, чтобы в этом мире или не в этом мире что-то понять.
Получается, что та информационная база, основа которой у нас все-таки есть (как и собственный жизненный опыт), не может быть транслируема, передана другому как основа для его жизни, для его решений. Получается, что мы, накапливая что-то, другому передать не можем: искажение слишком велико, ошибка слишком велика. Как же нам жить? Что, каждый должен сначала, от Адама и Евы проходить путь? Это же невозможно? Есть какие-то другие законы в природе, которые позволяют накопленным качеством передаваться от папы и мамы к ребенку: А + В = С, а не просто А + В, ведь какой-то механизм работает.
Чтобы разобраться в этих механизмах, надо понять, каким образом передавать, выкристаллизовывать самое нужное, самое чистое, самое важное, что есть в нас, и как это передавать, чтобы не мусорить на каналах передачи, на отношениях. Это и есть теория контакта, теория творчества.
Творческое состояние - это когда у тебя происходит озарение, очищение и воссоздание того мира, с которым соприкасаешься. Потом этот мир как гениальная картина, стихотворение, музыка в другом человеке вызывает состояние, когда он способен в этот мир войти как бы через тебя. Ты становишься входной дверью в этот мир. Значит, ты открываешь путь, прочищаешь перед собой путь, а другой легко проходит. Если мы этому научимся, то сможем очень быстро и легко идти в разные миры. Один идет в один мир, другой - в другой. Мы передаем друг другу полученные знания, умения, качества, отношения, чувства - тем самым развиваемся в области чувственных отношений с миром. И если мы попали в другой мир то знаем, как это описывать, хотя бы и не словами. Описываем как-то по-другому.
Получается, что нам надо пройти всю историю развития человечества от самого начала, от Адама и Евы до сегодняшних дней, до завтрашних, послезавтрашних ... Тогда мы сможем представить каким-то образом дерево развития земной цивилизации. И представив его, мы сможем точно знать, куда стоит идти, а куда - нет, с одними стоит идти, а других надо научить сначала ходить, потому что они на гусеницах, ноги все время отдавливают другим. Тогда получим знание о мироздании, о том как в доме жить, и другие в нем тоже смогут жить.
Для того, чтобы не только мы могли жить в этом мире, но и другие тоже, нам надо сочетать свою жизнь с жизнью других. В этом случае нам необходимо чувство меры.
Где граница "Я" и где граница "ТЫ", и каким образом эта граница устанавливается? Каким образом я не влезу в твои владения, а ты в мои? Каким образом я не "топчу" в чужом монастыре и не навязываю ему свои правила? Как сохранить отношения достоинства другого и себя?
Нам надо реально развить в структурах, в каких-то клетках, функциях чувство меры, чувство собственного достоинства, чувство уважения, чувство юмора и чувство любви. Научиться любви - этому многомерному, очень разнообразному, разностороннему чувству. Это все не одно и тоже. Это развивающаяся система. Когда разовьем качество любви, мы сможем идти в какие-то зонтичные вселенные, в области понимания наук, чувств, мироздания, отношений с другими мирами, цивилизациями. Мы сможем это делать как разумные, как люди, которым дан самый великий дар, самое великое чудо - это способность любить, которую дал Господь Бог. Любить, а не просто плодиться и размножаться.
Время и пространство неоднородны. Со временем можно работать. Его можно свертывать, искажать - этому можно научиться. И тогда окажется, что можно научиться самым фантастическим вещам. Как это может быть? Это технологии. Что на первом шаге сделать, чтобы получить определенный результат, и какой это результат, в какой области. Что на следующем шаге сделать, и какой получить результат. Это траектория прохождения. Мы изучаем различные технологии развития человека, развития коллектива или сообщества, или сетей личностей, сетей цивилизаций. Есть разного класса задачи.
Чтобы быть по-настоящему свободным, надо научиться простой вещи - научиться получать информацию когда вам надо, какую вам надо, чтобы вы ни от кого не зависели, Тогда вы свободны, тогда вы независимы. Нужна энергия - получи, надо запасти ее в клетках - запаси, свободно и независимо. Надо что-то преобразовать - возьми и сделай.
Как сделать мир мечты миром реальности? Или будущее сделать сегодня? Нам надо скачком из сегодня попасть в будущее, тогда у нас время выпадает (мы сэкономим время). Это скачкообразный переход во времени и пространстве. Если мы научимся вызывать в своем теле скачки, которые не приводят к инсульту (это тоже скачок), к инфаркту (это тоже скачок с разрывом), а научимся скакать в меру тех знаний, умений, которыми мы реально владеем, тех структур, которые у нас есть - тогда у нас просыпается чувство меры в отношении с этим миром и появляется возможность перейти от монотонного, непрерывного пути эволюционного развития к скачкообразному. Тогда получается, что для любого скачка у нас будет мирное время.
За определенное время можно на любое расстояние скакнуть - совершить нуль-транспортировку. На другом расстоянии можно любой мир рассматривать. Можно с ним общаться, можно обмениваться. Ты где, Вселенная? Оказывается, на носу. Можно это сделать? Оказывается, тоже можно: уменьшайте масштаб, и все! Сделайте коробку скоростей. Не очень быстро можешь рулить - помедленее ехай. Сделайте трансляторы, дешифраторы, сделайте переводчиков, если сами не соображаете.
Речь идет о создании сетевого разума. Мы считаем что есть разум там, где есть мозг, мозг - пища для ума. Значит должен быть мозг. Что он из себя представляет? Это какая-то многослойная конструкция. Говорят "кора": шестислойная кора головного мозга, в которой есть извилины, некоторые витиеватости, которые пронизаны кровеносными сосудами, которые туда доставляют питательную энергию, и там происходят процессы, которые позволяют получать решение. И все это называется разумом. Можно такую конструкцию сделать побольше. Например, если дырочку "проковырять", кундалини откроется, и ты услышишь что-то.
Каким образом можно сделать сетевой разум? И что это такое? Например, есть один компьютер. Можно взять несколько вычислительных машин и соединить их линиями связи. Если есть какая-то большая задача, распараллелить ее. Одну часть задачи решит один компьютер, другую - другой и т. д. Получится, что сеть компьютеров может решить задачу большей иерархии, большей сложности. Сначала сложность маленькая, потом повыше, потом еще выше.
Но это не будет ни арифметическая, ни даже геометрическая прогрессия. Это будет совсем другого класса сложность. Задачу, которую может решить сеть, не может решить ни один компьютер, никакой, хоть и очень мощный - все равно не решит.
Каким образом можно реально создать сетевой разум? Да мы этим давно занимаемся.
Русский мужик один работать не любит, любит позвать друзей, выпить, поговорить, а когда останется мало времени, тогда все вместе с ломами и все сделают. Получается, что у нас характерная технологическая схема работы - скачковая технология. У нас само отношение к труду, к деятельности, по своим параметрам имеет характер скачковый, пульсационный. Китаец будет работать монотонно, одинаково, скучно. Итальянец много говорит, но делает. Гиммлеровские институты старались понять, как использовать в качестве рабочей силы различные народы чтобы получить максимальную отдачу. Если эти исследования есть, если за них столько людей отдали свою жизнь, надо ими пользоваться, таким образом и надо строить процессы освоения. Как?
Надо научиться качественно работать самим и знать как получается качественный результат, минимальные затраты на максимальный результат. А как это сделать? Не хочешь думать сам - сделай коллективную сеть. Она как мозг совершенно другой иерархии даст тебе точную информацию.
Получается, что нам для выполнения принципа гарантированного результата надо научиться самим получать решения, развивая свой разум, организовывая сетевой разум, обращаясь к другим разумам, включая их в свой сетевой разум, или обращаться к подсказчикам.
Обращаться к подсказчикам - это странно поступать по отношению к себе. Ты в этом случае превращаешься в попугая, ты ничего не понимаешь, что говоришь. Другой будет это осваивать, а ты - транслятор, ретранслятор. Ничего не понимаешь. Но для того, чтобы тому, кто оттуда тебе передает, какие-то свои потребности в этом реализовать - он будет использовать тебя как передаточное звено, как некую коробку скоростей, которую можно включить и выключить. А если ты не будешь работать так, как ему надо, или вдруг начнешь понимать что-то, или что то, что тебе говорят - это не то, что через тебя делают, и почему? Да потому, что тебе слишком много приписывают. Ты явно этим не обладаешь. Тебе очень льстят, ты очень нужен для чего-то другого, но тебе про это не говорят. Значит, ты над этим не задумываешься, а радуешься себе: Всемогущий, Великий Координатор Высшего Разума на Земле! То, что происходит в мире больших измерений, незаметно для тех, кто живет в мире меньших измерений.
Старая концепция науки не применима к сложным системам. Здесь по-другому надо ставить исследования. Надо каждый факт, который хоть как-то описывается информационно, воспринимать как научный факт. И доверять ему как основе исследования.