«Ещё одна - авторская» (Золотов Борис)
Борис Золотов
"Ещё одна - авторская" (статья из журнала "Народное образование", 1996г.)
Шел семинар. А в центре зала происходило что-то невероятное. Замерев, словно боясь спугнуть, публика наблюдала за "птицами". - Ку-ку! - звучала из динамика запись птичьих голосов. - Я прилетела, - всем своим видом говорила кукушка, явно озабоченная тем, что её не встретили. - Где ты? - Ку-ку! - бойко подлетел к ней самец и попытался предложить себя в качестве партнера... ... Но нет, обиженное, раздосадованное, недоумевающее "ку-ку" прозвучало в ответ.
Короткий разговор "кукушек" быстро сменился щебетом каких-то других "птичек". Здесь все было по-другому. Обе "птички" были полны любовного трепета, они были поглощены друг другом, крылышки их трепетали, клювики спешили приласкать перышки партнера, прикоснуться друг к другу, казалось, что сердечки лопнут от переполняющих чувств... У зрителей не было сомнения, что перед ними - птицы.
После этих живых картин девушка и юноша, иллюстрировавшие поведение птиц, назвали время года, место, где происходила запись птичьих голосов, и рассказали, собственно, о чем птицы говорили друг другу. Гость семинара, орнитолог, главный хранитель коллекции голосов птиц и животных МГУ Игорь Дмитриевич Никольский подтвердил время года и место, где велась запись, и частично объяснил поведение птиц, однако, трактовать их язык он не брался.
Потом был фильм. О мальчике из школы-интерната для слепых детей. Слепой мальчик демонстрировал "высший пилотаж" за рулем автомобиля, играл в теннис. А потом другой мальчик с завязанными глазами копировал рисунки, ходил "след в след", отыскивал спрятанные вещи... Этот семинар состоялся в Международном научно-учебном центре "Дельта-Информ". Мы пригласили в редакцию генерального директора центра Бориса Евгеньевича Золотова и попросили его рассказать о своих взглядах на систему образования и технологиях обучения, к которым он и его коллеги пришли.
Образование в принципе является для природы важнейшей системой, потому что единственное качество, которое заложено во всех элементах природы, - это обучаемость. Именно обучаемость дает возможность миру изменяться и развиваться. Обучаемостью обладают предметы живой и неживой природы, объекты и функции взаимодействия, иными словами, обучаемостью обладают любые состояния материи. И поэтому знание основных законов обучения - как этот процесс происходит в природе - самое важнейшее фундаментальное знание. Именно здесь заложены законы возникновения жизни, законы возникновения и передачи качеств, т.е. то знание, без которого невозможно заниматься образованием, потому что все остальное - следствие, а здесь основные, причинные моменты.
Почему сегодня вопросы обучения стоят так остро? Когда оценивали надежность сложных систем, то оказалось, что самый ненадежный элемент в их работе - человек. Значит, надо совершенствовать и развивать человека, чтобы он соответствовал уровню требований технических комплексов, с которыми он работает. Это первое.
Не с каждым годом, а с каждым часом мир становится все более связанным, все более сложным. Раньше человеку для решения жизненных ситуаций хватало его решабельных качеств. Связей было мало, они были как бы явно выраженные, обсчитываемые в голове; людей, с которыми человек взаимодействовал, было не много, а времени для решения было много. Теперь энергетика все плотнее, информация все мощнее, и человек не может в новых условиях принимать решения на основе старого качества отношений с миром или старого качества обучаемости. Слишком большой стала цена ошибки.
Если раньше масштаб катастроф от неправильных действий человека, оттого, что он недоучился, был маленький: страдал он сам или группа людей, то теперь три человека ошиблись - Чернобыль, два человека приняли неверное решение - тысячи людей погибли. Плотность жизни стала очень высокой, а ошибка подобного масштаба может произойти где угодно: в личной жизни, на рабочем месте, в транспорте. Катастрофы стали иметь разрастающийся характер. Это вторая причина.
Третья причина состоит в том, что проблемами, которые интересуют человека, в мире стало заниматься очень много людей. В результате резко возрос объем информации. Сегодня ни один специалист не в силах прочесть до конца дней своих все, что публикуется по его тематике, ибо выход информации большой, а усвоение маленькое. И даже у тех, кто стремится быть на переднем крае, этот разрыв все больше. Следовательно, все больше дилетантов во всех видах деятельности, все ниже качество деятельности.
И наконец, пожалуй, самая важная причина. Погоня за информацией привела к тому, что в выборе своих решений человек стал опираться только на ум, на интеллект, исключив при этом еще две решабельные системы: тело как подсказчика в действии и душу как систему, работающую со сложными ситуациями и явлениями, в условиях недостатка времени, неясности отношений, невозможности вычислений.
Но логические пути решений достаточны только в простом мире, где ограничено число объектов взаимодействия и четко выделены связи, а в сложном - ты только написал слово "задача", а у тебя уже поменялись начальные условия, здесь нет однозначных понятий, нет описательных систем, здесь сложно "зацепиться".
В ходе многочисленных экспериментов людей просили описать с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения мир, в котором они находятся. И получилось, что ни один человек не смог описать мир так, чтобы другой его идентифицировал по этому описанию, т.е. знание перестало транслироваться, возникла ошибка, так называемая дельта сноса, которая стала накапливаться в самых различных областях знания, порой достигая 90 процентов. Так, в Ярославской области проводили обследование по принятию правильных решений медиками - установление диагноза заболевания. И оказалось, что специалисты с профессиональным медицинским образованием устанавливают правильный диагноз в 14-16 процентах случаев, а деревенская бабушка, для которой каждый больной "родненький сыночек" и она его чувствует и каждому сама помогает, - в 40-48 процентах случаев. Получается, что образование, как профессиональная подготовка в области только интеллекта, не обеспечивает получение результата.
Таким образом, оказалось, что необходима качественно новая система обучения. Но ее нужно было разработать. Надо было понять, как происходит обучение в природе, у других объектов, в фитоцивилизации, зооцивилизации. Как они передают качества? Как образуются языки? Символьные описания? Как передается база знаний через различные ипостаси памяти? Для ответа на эти вопросы пришлось разрабатывать целый пласт знаний, который помог бы решить задачу устойчивости человека как элемента природы, чтобы он не разрушал мир вокруг себя, был способен к выживанию. Для этого пришлось рассматривать сложные системы - от микро- до макрокосмоса и возможности человека как обучающейся и обучающей системы.
В результате удалось получить знание закона обучаемости, определить, какие силы при этом действуют, в каких мерах это измеряется. Оказалось, что законы гармоничного развития, передачу накопленного опыта, знаний, безошибочность действий в ситуациях такого класса можно передавать очень быстро и без слов в области полевого обучения при помощи излучений различного класса. Можно обучать, создавая совместные плазменные пространства или объединяя души.
Оказалось, что многие вещи можно понимать по-другому, если увеличивать масштаб рассмотрений. Для этого процессы обучения стали моделировать на больших ЭВМ, разработали новую математику. Результаты этих исследований использовались в интересах обороноспособности страны: чтобы "умная" ракета находила цель, ей как бы передавали часть качеств человека.
Много интересного подсказали дельфины. Ведь у них по сравнению с нами двойные возможности. Их предки вышли на сушу, приобрели качества наземных, потом ушли в море и обрели качества водных, стали двухсредовыми. А мы - односредовые.
Множество исследований позволило создать новые модели представлений, которые, в свою очередь, дали возможность для создания новых технологий обучения, получения новых качеств и их развития. Развитие качеств, в свою очередь, помогло прийти к самостоятельному их приобретению. И вот все эти последовательные шаги привели к решениям такого класса: 1) "minimax" - минимальные затраты при максимальном результате и 2) гарантированный результат.
Применение этих принципов в обучении показало, что есть вещи, на которые мы никогда не обращали внимания, хотя в жизни они существуют. Например, группа энтузиастов строила самолет в кроватной мастерской, и он получался. Когда же самолеты создают институты, КБ, заводы, они перестают получаться. Почему? Оказалось, что есть так называемый эффект сетевого разума - когда реальные связи между людьми создают систему, обладающую новой способностью мышления. Это не сложение способностей первого, второго, третьего и т.д. Это возникновение супермозга. Тогда получается, что есть обучение "учитель-ученик" и есть обучение "сеть", в которой каждый человек представляет собой "узел" взаимосвязей, а вся "сеть" представляет собой новое "я". Новое "я" может обучать другое "я" такого же класса. При этом другому "я", каждому его "узлу" может быть передано новое качество. Каждый участник приобретет его реально, хотя у него не хватит ни объема памяти, ни быстродействия, ни понятийности, чтобы осознать, что произошло. А происходит следующее: человек обучается, например, решению задач определенного класса, но не знает, где и когда он этому обучился, - у него появляется как бы врожденная способность решения таких задач.
Спустя восемь лет после открытия нами этого эффекта его обнаружили японцы и провели простои и показательный эксперимент, после чего он был назван "эффектом сотой обезьяны". На участок, покрытый песком, рассыпали фасоль - любимую еду обезьян, разложили сита и стали впускать обезьян. Их становилось все больше и больше, но ни одна не могла добыть фасоль из песка. И вот когда впустили сотую обезьяну, одна из запущенных ранее взяла сито и стала просеивать песок, доставать фасоль и есть, а через несколько минут это делали уже 70 обезьян. Итак 10х10 - матрица одновременно решающих одну задачу умов дала возможность векторного сложения, создания нового мозга. И не на самую подготовленную обезьяну пала информация "что делать?".
Такие типы отношений предъявлялись и раньше, более того, информация о них хранится в сказках, мифах, легендах, в Библии как знание, которое ни в коем случае нельзя терять, потому что оно дает возможность чуда, а чудо дает возможность выживания, спасения. Кроме того, оказалось, что формирование обучаемости или способности к выживанию в сложных мирах требует тщательной подготовки человека по типу матричных классов. То есть надо развивать и тело, и душу, и ум. Но не просто развивать, например, тело как систему носителя, но развивать разумность тела, культуру разума, тела и т п. И тогда получается, что из объекта - тело, душа, разум - тело обретает душу и разум, душа обретает тело и разум, разум обретает тело и душу. То есть возникает матрица из 9 элементов. Одновременно становится понятно, почему 10 символов описывают математические законы...
И если человек развивается правильно, то при такой закладке он может взаимообучать свои ипостаси без внешней поддержки. А обретя способность к саморазвитию, он становится творцом.
Но что он будет создавать? Наверное, вначале он должен отобразить гармоничный мир, мир творящий, т.е. создавать произведения искусства. Этот мир создан без ошибки, и, отображая его, человек пропускает его через себя, пропускает честно - он максимально открыт в отношении к нему. Этот мир как бы входит в человека. А другой мир - его отношений, представлений, умений, любви - выходит из него. Вот эти два потока и объединяют человека с миром, создают картину отображения. Когда это получится, человек сможет изменять внутренний мир через изменение своих структур, внешний мир через изменение своих структур, микро - и макромир через изменение своих структур...
Мы развиваемся как разумные существа, значит, мы должны решать двойную задачу: первое - это получение информации, ее накопление, анализ и второе - освобождение от информации. Ведь в комнату, где стоит старая мебель, новую не внесешь. То есть нужно очищение, очищение души, разума, тела. В нашей системе образования такие задачи не ставятся, но в народных традициях есть посты, которые очищают тело от шлаков, в это время рекомендуется анализировать свои пройденный путь, закреплять приемы, дающие положительные результаты, и оценивать ошибки - это очищение разума. А обучение терпению, признанию своих ошибок, покаянию, прощению - это очищение души. Ты учишься открывать свою "дверцу". Но чтобы быть открытым, нужно, чтобы душа была полна, чтобы из тебя шел поток. Он и появляется в виде излучения. Тогда получается, что душой можно поделиться. Не хватило вам своей светимости, побыли вы вместе с душевным человеком, и вам стало внутри теплее. Почему? Да потому что от него исходит дух, он как прртоплазменный реактор. Поэтому и говорят: "широкая душа", "добрая душа", "душевный человек". А если душа слабая, каждое поражение тела будет представлять большие трудности, долго будет восстанавливаться. Не будет у человека со слабой душой и творческого горения и любовного. Не способен он будет на это. Вот в условиях перехода от слабого горения души к сильному и происходит повышение единства "я" человека, слияние его в систему, которая обладает все большей решабельностью, чувствительностью, взаимодействием, взаимопониманием и т.п.
Мы запустили программу, которая обучает человека через 10 минут общения думать и говорить на языке собеседника. Причем думать и говорить не просто на языке, а на диалекте собеседника. При этом происходит максимальное понимание при минимальном словесном обмене. У нас есть ученики, которые прошли Антивавилон - башнюто удалось воссоздать. Понимаемость пришла. Про это снят фильм. Он второй год лежит на ЦТ...
Конечно, если бы его показали, желающих обучиться языкам сразу бы стало много. Потому что при таком обучении человек набирает не лишнее знание, а лишь то, что ему необходимо, но ведь ему и нужны минимальные знания для жизни, он не может носить все в себе.
Вот в школе все дети пытаются усвоить sin и cos, а где потом в реальной жизни они с этим сталкиваются? Получается, что мы учим знаниям, а не умению самостоятельно набирать минимально необходимое для решения возникающих задач независимо от того, дадут тебе нужную книжку или нет, вышла она или не вышла.
Человек должен уметь получать информацию, формулировать ее независимо от того, в каком виде и откуда он ее получил, но под ту задачу, которую он поставил. Кстати, информация может быть и в виде чувственного предупреждения, например, что сегодня не надо туда идти, а надо идти в другое место. Почему? У человека ежедневно 100 событий и есть возможность выбора, но главное при этом, чтобы каждый день происходило его развитие. Чтобы сначала ты выбирал события, которые тебя обогащают, потом события, которые обогащают других, потом дошел до момента, как создавать условия развития вокруг человека, чтобы не вести его в светлое будущее железной рукой террора, пусть даже школьного.
Я могу рассказывать любому человеку до того момента, пока он не поверит, что я сумасшедший. Эту границу легко определить - это вместимость в области веры.
В беседе я даю возможность собеседнику домысливать некоторые вещи и смотрю, как он эту траекторию проводит в разговоре. Это зона надежды (науки, разума). Затем я определяю способность любить. По этим трем условиям видно, какие условия нужно создавать, чтобы этот человек развивался. А для обучения именно это и необходимо.
Условия должны создаваться для всех и для каждого в отдельности и в микро- и в макрогруппе. При создании таких условий и возникает технология максимально скоростного развития всех. Сохраняется каждое "я", развивается способность к саморазвитию, и не нарушается свобода воли.